Испания. Серия "Дорлинг Киндерсли. Путеводители". - М.: Дорлинг Киндерсли, СЛОВО/SLOVO, 2001, 672 с.
С.В. Чеботарева, В.Л. Чеботарев. Вина Испании: тайны и история. Справочник-путеводитель. - СПб.: Комсомольская правда в Санкт-Петербурге, 2001, 128 с.
Вчем состоит образно-географический успех хороших путеводителей? Вопрос серьезный, ибо сотни тысяч и миллионы экземпляров этих глазастых и прямо прыгающих в руки книг и брошюр требуют к себе особого внимания. Авторы и составители путеводителей огрубляют, укрупняют известные им географические образы, упрощают их, и в то же время насыщают, уплотняют их всевозможной справочно-дорожной информацией. Успех здесь - в гармоничном балансе простого и понятного образа и насыщающей его информации. Если удается зацепить, влюбиться в какой-либо ключевой образ, тогда любая важная и детальная информация в контексте этого образа работает и на образ страны в целом.
Массовый географический образ страны всегда прост, его конструкция выглядит минималистской, да и сами элементы этих конструкций могут повторяться в разных сочетаниях от страны к стране. В случае Испании мы наблюдаем несколько образных элементов, дающих явный туристический эффект: Юг - разнообразие местных культур, столкновение и взаимодействие цивилизаций, европейский лоск почти африканской жары и запотевшее в прохладе подвала вино. Регионы Испании действительно разноцветны, и цветовые коды Галисии, Каталонии, Эстремадуры и т.д., коими обозначены их страницы в путеводителе по Испании, уже порождают образно-географическую лихорадку.
Вот Астурия и Кантабрия: простейшая красочная картосхема, видовые фото, рисунок внутреннего устройства древнего храма, краткие и емкие тексты о достопримечательностях. Здесь поймано дыхание пути, бензиновая гарь раскаленного шоссе и зелень убегающих за горизонт долин. Бабочка "Глазок Лефевра", статуя Пелайо-воина, озеро Эрсина, изразец на фасаде Эль-Капричо и Рейноса - милый городок с развалинами опорного римского военного пункта - мельчайшие образные узоры Северной Испании. Туриста любой национальности и в любой стране мира отличает прежде всего оптическая, видовая, понятая по-хорошему жадность. Турист - это образно-географический "жадина", хватающий наиболее простые, наиболее доступные, наиболее ясные символы, знаки и представления страны. Задача хорошего путеводителя - задать ритм этих простых и крайне необходимых образов, дать выигрышные и понятные их варианты. Ведь путь ("маршрут") есть не что иное, как попытка построить свою жизнь в виде цепи непрерывных географических событий - образов.
Испания дарит изысканные вина, она есть сама образ вина, крепленого югом. Испанское вино есть повод кратко рассказать о каждом регионе Испании, его винодельческих зонах, дать запоминающийся поэтический эпиграф, подробно остановиться на достоинствах и различиях производимых марок вина. Не преувеличим, если скажем: марки различных испанских вин, подаваемые столь изящно, - это ключевые образы и страны, и ее регионов. Детальные описания процессов производства и дегустации вин придают им особую пряную уникальность. Ну и, разумеется, таблица оценки качества урожаев важнейших сортов винограда за 1978-1998 годы, краткие полезные советы о том, как хранить, где и как покупать вино в Испании, как читать этикетку; наконец, рассказ о том, что и с чем пьют сами испанцы - все это льет воду на мельницу единственно верного образно-географического утверждения: "Вина Испании - это сама Испания".