Органика. Новая мера восприятия природы художниками русского авангарда XX века. / Сост., науч. ред. А.Повелихина. - СПб.: П.Р.П., 2001, 256 с.
РУССКИЙ художественный авангард ХХ века - образный тезаурус для гуманитарной географии. Прорыв был совершен здесь именно с точки зрения понимания пространства - понимания принципиально нового, учитывающего самое пространство как участника и движущую силу художественного процесса. "Органическое" направление русского авангарда, идеологически обоснованное художником Михаилом Матюшиным, - пожалуй, одна из самых ярких образно-географических "вспышек" искусства. Каталог-альбом выставки, состоявшейся в Московском центре искусств на Неглинной в октябре-ноябре 2001 года, достаточно полно представляет весь спектр деятельности направления: живопись, графика, деревянная скульптура, теория цвета.
Это направление объединяло нескольких художников: Елену Гуро, братьев и сестер Эндер, Павла Мансурова, Петра Митурича, Павла Кондратьева и Владимира Стерлигова. При всех различиях их художественного опыта им, несомненно, была близка антропологическая система Михаила Матюшина Зрение + Ведание (Зор-Вед). Смысл предложенного Матюшиным - попытка увидеть земное пространство извне, со всех сторон, достичь максимальной полноты образно-географического восприятия. Пространство, в сущности, прорывается им, как холст; происходит выход в метапространство (картина "Пространство <обзор на 360>", 1920). В другой картине - "Ландшафт <стык Неба и Земли>" (1920) происходит проникновение пространственных структур друг в друга, их взаимное растворение. Цвет участвует в этом процессе как квинтэссенция географического образа. Он насыщает и пропитывает движение пространства, придает ему видимые формы. Особенно ярко это проявляется в картине Матюшина "Ландшафт. Расширенное восприятие пространства по вертикали и горизонтали <восприятие затылком>". Движение пространства вглубь, к горизонту, в самое себя осмысляется и как движение вширь, во все стороны, движение по кругу - как "пространственный карнавал". Художественно-географические образы самовоспроизводятся наращиванием пространственной ткани, фрактализующей весь обозримый мир. Подобного наращивания как некоего идеального образца Матюшин достигает в картине "Стог сена" (1922), когда видимая кривизна горизонта, явная шарообразность Земли ускоряются растеканием пространственных масс под уклон, подчеркиваемым едва удерживающим свою образную субстанцию небольшим стогом.
Наиболее точно пытались соблюдать идеологические рамки, заданные учителем, братья и сестры Эндер (Борис, Мария, Ксения и Георгий). Здесь, пожалуй, стоит выделить живопись Марии и Ксении Эндер. В картине "Беспредметное <ландшафт>" (20-е гг.) Мария Эндер "возвела в квадрат" цветовые построения Матюшина, в которых сам цвет непосредственно зависит от движения пространства и в то же время выражает это движение. Яркая, гармоничная цветовая гамма этой картины есть тотальный переход фигуративного ландшафта в мощные географические образы ландшафта пластичного, неуловимого и вездесущего. Гораздо позднее, уже в конце 60-х годов, такого же эффекта сумел достичь Владимир Стерлигов в своей серии пространственных структур. Художественные средства, использованные Стерлиговым, совершенно иные: лаконизм фона, скупость линий, минимум цвета. Линия и цвет у него соединяются воедино в, казалось бы, случайных штрихах - пространство "елозит", слышны его шорохи.
Органика как синтез культурно-географических и природно-географических образов - главное достижение художественного направления Михаила Матюшина и его последователей. Узоры природы были осмыслены этими художниками лишь как знак, символ много большего - самого земного пространства, представляемого и представляющегося как море, лес, бесконечность географических образов. В пространство можно войти, можно вывернуть его "наружу", его можно расширить - силой образов, ведущих свою геополитику цвета и линии.