Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учеб. для 10-11-х кл. шк. с углубл. изучением гуманит. предметов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2001, 351 с., ил., карт.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ географы, школьные учителя географии влюблены в свою древнюю и прекрасную науку. К сожалению, далеко не всегда к ней так же относятся наши ученики. Среди них немало таких, для которых, говоря словами русского писателя XIX века Эртеля, "пышная и надоедливая география" относится к числу самых нелюбимых школьных предметов. Особенно негативное отношение проявляется к курсам общественной (социально-экономической) географии.
Блестящим примером новых подходов к решению сложных проблем оживления географических курсов является рецензируемый учебник. Уже первое его издание было "лучом света", однако существовали сомнения, будет ли он доступен для школьников. К сожалению, мы не имеем систематизированных сведений о том, как работал учебник в школе, но полагаем, что успешно, поскольку потребовалось его переиздание.
В учебнике удачно сочетается насыщенность фактическим материалом с изложением теоретических положений социально-экономической географии, показом истории развития географических идей. Школьников знакомят с методами географических исследований. Целый ряд интересных фактов приводится для иллюстрации теоретических положений.
В учебнике рассмотрены самые актуальные, "модные" направления социально-экономической географии, ее "точки роста". Это проблемы политической географии и геополитики, типологии стран мира, географии населения, культуры, городов, территориальных закономерностей экономического и политического развития, районирования, границ.
Ученик знакомится в учебнике с серьезными научными теориями и терминами. Изложение этих теорий вполне доступно для старшеклассников. Назовем лишь некоторые из них: модель Тюнена, этногенез, правило Ципфа, гравитационная модель Шеффле, штандартная теория Вебера, теории районирования (в том числе Д.Фридмана), модель "центр-периферия", теория диффузии нововведений Т. Хегерстранда, "полюсов роста" Ф. Перру, джерримендеринг, кривая Лоренса, "поляризованный ландшафт", модели Кольба и Лоури.
Большое значение имеет то, что научные теории персонифицированы. В ряде случаев приведены краткие биографии ученых, работавших в разных научных сферах, но внесших вклад в теорию географии. И еще одно важное новшество, роднящее учебную книгу с научной. Почему-то в учебниках не принято давать библиографические ссылки. Рецензируемый - приятное нарушение традиции. В нем к каждому разделу указываются источники информации, включая самые современные - адреса в интернете.
Выполнение заданий позволяет школьникам не только проникнуть в суть новой, достаточно точной, аналитической, системной географии, но и связать географическую информацию с исторической, экономической, биологической, социологической. А система тестовых заданий позволяет выполнить самопроверку и оценить уровень подготовки по отдельным темам и по курсу в целом.
Можно только сожалеть, что в свои школьные и студенческие годы рецензенты не имели таких учебников. Нельзя не отметить, что учебник несколько перегружен материалом. Видимо, надо предоставить учителю возможность опускать некоторые темы и оговорить право на это в программе курса. По секрету можем сообщить, что большинство разделов учебника - прекрасный материал для обучения социально-экономической географии студентов негеографических специальностей тех вузов, где она включена в учебный план.