Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. Отв. ред. А.Я. Сухарев. - М.: Издательская группа НОРМА; ИНФРА-М, 2000, 840 с.
ВЫХОД энциклопедического справочника, описывающего правовые системы 104 государств мира, среди которых почти вся Европа и Азия, все СНГ, США, Канада, Латинская Америка, Африка, - важное событие для достаточно молодой науки сравнительного правоведения. (Первое издание "Правовых систем мира" (М.: Юридическая литература, 1993), подготовленного ныне покойным профессором Ф.М. Решетниковым, охватывало лишь 24 национальные правовые системы.) В настоящем издании даны характеристики современных государственного строя и правовой системы каждой страны, анализируются этапы их исторического развития. Также описываются важнейшие отрасли действующего права (гражданского, семейного, торгового, трудового, уголовного) и система судоустройства. В работе использован широчайший круг отечественных и зарубежных источников - нормативных актов и научных исследований.
Несмотря на то что именно компаративистский метод, прообраз которого можно найти и у Монтескье ("О духе законов"), и у представителей немецкой "исторической школы права", должен был бы стать одним из ведущих в юридической науке, российское сравнительное правоведение в силу различных причин (в том числе идеологических) начало развиваться достаточно поздно - лишь в последние полтора десятилетия. Первоначально компаративистские исследования касались отдельных отраслей права - конституционного (государственного), гражданского, семейного, уголовного и т.д., причем сравнивались, как правило, родственные в социально-политическом и экономическом отношениям страны - "буржуазные", "развивающиеся", "социалистические". Через некоторое время подобный научный дискурс "скрестили" с исследованиями, посвященными комплексному описанию правовых систем отдельных государств. Самым известным и фундаментальным в данной области на сегодняшний день является "Курс сравнительного правоведения" Ю.А. Тихомирова (М.: НОРМА, 1996).
Изучение и сопоставление различных правовых массивов, выявление в них сходств и отличий, несомненно, актуально для практической правовой и внешнеэкономической деятельности. Однако такой подход описателен по своей природе, а потому весьма ограничен в своих возможностях и постепенно перестает отвечать духу времени. Подобно тому, как из экономики мирового хозяйства, геополитики и геостратегии родилась новая отрасль - геоэкономика, так и на основе правовой компаративистики может возникнуть новая междисциплинарная научная отрасль - геоюриспруденция, которой вполне по силам быть прогностической и концептуальной дисциплиной.
Интересно было бы сопоставить зависимость правовой культуры той или иной страны от ее цивилизационной принадлежности (почему-то именно право в наименьшей области исследовалось в теории цивилизаций), а также от географических факторов (прежде всего - от физико-географических, геокультурных, геополитических и геоэкономических). Оригинальным поворотом могло бы стать, к примеру, составление для следующего издания "Правовых систем мира" соответствующих карт, на которых тем или иным образом отмечались бы ареалы распространения правовых систем - романо-германской, англосаксонской, скандинавской, мусульманской, социалистической, смешанной. На ареалы правовых систем можно было бы накладывать цивилизационные, культурные, расовые и иные границы - богатый материал для исследований и размышлений.
Важен и концептуальный вопрос - о целях и задачах нового возможного научного синтеза, а также о путях его дальнейшего развития: кто возьмет "под контроль" нарождающуюся отрасль - научные работники-позитивисты (большинству юристов почему-то свойственно именно позитивистское мышление), стратеги общемировой геоэкономической и прочей глобализации (такие чаще всего мыслят в эсхатологической парадигме либерального "Конца истории") или мультикультуралисты, отрицающие единственность и универсальность для всего мира евроцентричной модели развития?
Поэтому "Правовые системы мира" - не просто справочник для юристов. Это ценное пособие для всех тех, кто пытается конструировать цивилизационные сценарии, альтернативные политико-экономическому мондиализму, - он вполне может стать настольной книгой для борцов с Новым Мировым Порядком. Впрочем, как и для его строителей.