Иванов К., Смирнов А. Все, что Вы хотели знать о Швеции. - Стокгольм: Шведский институт, 2000, 286 с.
СТИЛЬНЫЙ темно-синий чемоданчик, крест-накрест перетянутый скотчем на манер шведского флага. Набит дорожным багажом, с небрежно брошенными за форзац свежими газетами. Образ чемоданчика, выбранный для оформления книги, как нельзя лучше сочетается с ее "дорожным" содержанием - простыми и практичными, немнущимися текстами. Помимо стандартно-энциклопедических страноведческих справок подробные рекомендации о поведении в Швеции делового человека (бизнесмена, студента) с большим количеством конкретных адресов и телефонов, густыми ссылками на сайты Интернет и инструкциями вроде того, как не обидеть эмансипированную шведку предложением ей своего сидячего места в общественном транспорте (здесь небольшое лирическое отступление: о том, что "у них" уступать даме место не принято, у нас уже едва ли не говорят в школах на уроках географии; но откуда взялся этот стереотип, что отечественный джентльмен только и ждет случая уступить даме место в транспорте и "там" его надо от этого всячески удерживать┘ ну если только беременным, да и то иногда). В общем, книга не может не заслужить похвалы: она удобна в обращении, как шведский стол, и проста для понимания, как шведская стенка. Не говоря уже о достойном оформлении - как у┘ ну, скажем, нового мобильника Эрикссон.
Что касается замечаний географа, так это как раз излишняя стандартизация. В прямом соответствии с дизайном книга скорее о деловом путешествии вообще, чем о Швеции: последняя фигурирует здесь как частный случай, ординарная командировка. Готова принять возражения: стандартизация удобна для пользователя, а организованный по стандартным разделам справочник функционален, как автомат Калашникова, сборно-разборный. Вот то-то и оно: страноведение сборно-разборное, из съемных стандартных блоков "История страны", "Политическая система", "Внешняя политика", "Бизнес и экономика"┘ "Культура", "Спорт" и, под конец - "Путешествие по Швеции" (в строгом соответствии с правилом завершать страноведческие характеристики в учебниках "порайонным обзором") немного из другой эпохи. Эпохи конвейера и массового производства, в общем-то качественной, технологичной, удобной - но стандартной массовой продукции. Конвейер, безусловно, удобен и экономичен для производителя, а удобство подбора запчастей - для потребителя. Но почему-то, несмотря на удобство, десятилетия два назад избалованный потребитель начинает отказываться от стандарта и требовать индивидуальности и изыска - пусть и за большую сумму. Вот и получается: экономика переходит к индивидуальной продукции постиндустриальной эпохи, а страноведение (несмотря на активное использование Интернета) по-прежнему гонит фордистски-конвейерную продукцию, лязгающую и громыхающую как "Жестянка Лиззи", вполне добротную и когда-то даже престижную. Особенно громыхает глава "Путешествие по Швеции" - как будто купивший свой первый автомобиль американец рванул на лакированном "Форде-Т" по своим заокеанским просторам: скорость, ветер в ушах, только указатели мелькают без запинки и без впечатления: "если в Соллидене когда-либо и обитали тролли, служба безопасности наверняка позаботилась о том, чтобы переместить их в места более отдаленные. Пусть там себе и остаются. А мы пока отправимся на Готланд┘ Ценители прекрасного обратят внимание и на изящную работу Лисы Бауэр - гравюру на стекле "Дева Мария". От духовного до мирского - один шаг. Сделаем его вместе, посетив Старый Линчепинг┘ Раздолье для сладкоежек - музей шоколадной фабрики "Клоэтта". Но не увлекайтесь, пожалуйста, шоколадом. Свидания с нами нетерпеливо ждет Седерманланд┘ Красота! Но душа уже просит чего-то другого - соленого, ветреного, не так ли?" Впрочем, может быть, в этом и есть главная черта Швеции: ее американоподобность? Швеция ведь почти Америка - в их культурной молодости (по отношению к коренной Европе), стремительном экономическом рывке, первозданности ландшафтов, просторах пространств. Заморские для Европы земли. Ветер, открытые горизонты┘
Впрочем, в книге прямо об этом не сказано; американоподобный текст сам нагло выпирает из-под благопристойных европейских идей.
На каменистой почве текста, в щелях подзаголовков только-только приживаются мягким мхом будущие образы Швеции. "Свободные от альянсов", "Господа экспортеры", "Любители природы", "Прагматичные изобретатели", "Музыкальный конвейер"┘ Конвейер. Нет, это сдувается жестоким северным ветром: все уже было, там, за океаном. Швеции еще предстоит найти свой образ.