0
1316
Газета География Интернет-версия

07.12.2000 00:00:00

Труды и дни ландшафта

Тэги: Свифт


Грэм Свифт. Водоземье. Пер. с англ. В.Ю. Михайлина. - Б.м.: Perspective Publications, 1999, 382 с.

РОМАН современного английского писателя Грэма Свифта "Водоземье" (1983) - великолепный пример художественного произведения, задуманного и разросшегося благодаря яркому географическому образу, ставшему его названием. Необычайно вкусное русское слово - водоземье (в оригинале Waterland) - идеально передает пограничность и даже невозможность образа земли, растворенной в водной стихии, однако живущей ею. Речь идет о весьма типичном уголке Восточной Англии - низинно-равнинном, заболоченном, с медленно текущими, в разные стороны меандрирующими небольшими реками. По замыслу автора, сей небольшой край, названный им фены, или Фенленд, символизирует и всю Англию, а иногда его образ вырастает и в образ Мира. Великий образный контрапункт всей Европы, Англия весьма богата региональной художественной литературой, причем образная "плотность" и качественная густота описаний ее ландшафтов, вероятно, самая высокая в мире. Вернемся, однако, в водоземье.

Жизнь героев романа прижата к плоской равнине фенов. Здесь разворачиваются любовные истории, рождаются и рушатся торговые и рабочие династии, а постепенное осушение Фенленда, строительство каналов, дренаж, развитие судоходства в крае служат естественным фоном большинства описываемых событий. Пожилой учитель истории Том Крик, коренной фенлендец, постоянно рассуждая о сомнительной и для него пользе истории (на дворе 1979 год), все время "утопает" в географии водоземья, в его всепоглощающих образах.

Перед нами развертывается живая историческая география края на примере эволюции, начиная с XVIII века, пивоваренной компании, чьи основатели решились преобразить Фенленд, превратить захолустье в кипящий экономической активностью пейзаж. Но смешение рассказов Тома Крика о прошлом водоземья с его детскими воспоминаниями эпохи Второй мировой войны создает причудливую картину, в которой просвечивают разные эпохи, "упакованные" в почти вечные и нетленные образы плоской, доводящей до безумия равнины: "Жить в Фенах - значит получать реальность в сильных дозах. Великая плоская монотонность; бескрайняя пустота реальности. Меланхолией и самоубийствами в Фенах никого не удивишь. ┘ если вы родились посреди этой плоскости, прикованные к ней хотя бы даже грязью, которой здесь не занимать┘ ?" На пьяницу Джека Парра "┘давили плоские черные фенлендские поля заодно с широким и голым фенлендским небом", нельзя было не пить, смотря на то, "как сходятся и разбегаются в пространстве, терзая мозг своей невыносимой геометрией, прямые линии канав и дрен". Рельеф самих судеб фенлендцев становится необычайно плоским, почти неотличимым от реального водоземья.

Водоземье - это "взрывы" образов одного и того же пейзажа: летнего, осеннего, зимнего - либо тяжелого и застоявшегося, либо чистого, прозрачного и промытого дождем, снегом. В свою очередь, дождь и пожар - образы, оттеняющие мотив фенленда как сказочной страны, страны фантазий и привидений. Эти образы рождаются изнутри ландшафта, освещая его дробность, крупитчатость - в описаниях дома фермера Меткафа и крохотного городка Гилдси, каналов и рек, подпертых дамбами и словно плывущих над утопающей землей. События предопределены, они сами становятся географическими образами - тут можно сказать о новом, теперь уже образно-географическом детерминизме. Беспросветная флегма и попытки безумия - это фенлендский ландшафт. Свифт мастерски обыгрывает эту линию, иронизируя и шутки ради обсуждая связь повышенной сексуальности фенлендцев с плоскостью их равнин.

Образ водоземья - парящий образ: с высоты птичьего полета, а затем и выше - мы видим уже карту Мира, на которой Фенленд - центр Мира. Его реки - Уош, Уза, Лим - это целые геологические эпохи развития, его бедствия и удачи - образы неповторимой и незабвенной Британской империи, а из глубин Евразии налетает великий Восточный ветер, насылающий болезни и горести. Водоземье становится сквозным географическим образом, охватывающим, сочетающим микро- и

макрокосм, концентрирующим простой человеческий и в

то же время Божественный замысел-умысел проживания и умирания в ландшафте и ландшафтом. Ведь ландшафт, по

сути, есть не что иное, как рельефное пространство судьбоносных географических образов.

Миры сталкиваются: люди Фенленда знакомятся с американскими солдатами из Аризоны, осознавая глубинную непохожесть пространств-образов. "Мир низинный и текучий, мир на грани развоплощения. Такой непохожий (даже и в такой момент, блуждающий огонек любопытства┘) на дикие сьерры, ковбойские утесы и каньоны Аризоны┘" Пейзажи смотрятся друг в друга, географические образы удваиваются и усиливаются, водоземье накладывается на горькую пыль пустыни, проникаясь ей, приобретая дополнительные очертания и ракурсы. Водоземье расширяется бесконечно, впитывая все новые пространства и судьбы.

Возвращение к космогониям. Вернее, вперед к космогониям. Ключевые географические образы обладают гибридными свойствами, они перемешивают образы природных стихий, облекая их в стихии общественных пространств. Они прозрачны и подвижны, подобно медузам: мы буквально видим механизмы "упаковки" пространств на уровне языка, языков. Что это, как не топонимия Судьбы? Скажем больше - география может превращаться в геогонию, когда мощь отдельных географических образов начинает превосходить возможности обычного языка ландшафтных описаний, вызывая "ядерные реакции" в самих пространствах языка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
585
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2311
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1522
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1151

Другие новости