0
1095
Газета География Интернет-версия

12.10.2000 00:00:00

Италия-Оренбург

Тэги: Григорьев, Аполлон


Аполлон Григорьев. Письма / Изд. подготовили Р.Виттакер, Б.Ф. Егоров. - М.: Наука, 1999, 476 с. Серия "Литературные памятники".

Письма Аполлона Григорьева, блестящего литературного критика и незаурядного поэта - редкостный по силе литературный памятник. Череда вдохновенных откровений поэта его конфидентам поражает взлетами и падениями - художественными и бытовыми, визионерскими и проповедническими (пьянство и беспутство - две главные неискоренимые черты его характера). Мощь неровных и рельефных образов писем Григорьева - в географии его судьбы.

Вполне очевидно, что можно говорить о геобиографии поэта. Он четко осознает себя сыном Поволжья, сравнивая себя с Фетом, "порождением орловской Украйны", и мечтает о собственной книге "Глушь" в письме к Н.Н. Страхову: "Сюда войдут и заграничные мои странствия, и первое странствие мое по России, и жажда старых городов, и Волга, как она мне рисовалась, и Петербург издали, и любовь-ненависть к Москве - подавившей собою вольное развитие местностей┘ - вся моя нравственная жизнь, может быть┘" Вот ключ к жизни и письмам Григорьева - это путешествия, в которых он осознавал географические образы, жил ими, а они порой управляли им. Дорога владела им: "Знаешь, когда я всего лучше себя чувствовал? В дороге. Право, если бы я был богат, я бы постоянно странствовал. В дороге как-то чувствуешь, что ты в руках Божиих, а не в руках человеческих" (из письма Страхову). Натужность и вынужденность путешествий Григорьева (нужда, пьянство и разврат) превращали их в бегство от себя, когда восторги и яркие образы новых мест сменялись временами буйными проклятиями - в адрес страны ли, города ли, народа ли.

Москва да Петербург, итальянская "вспышка" и стремительный "набег" на Оренбург - вот жизненно важные вехи-образы поэта. Привычные маятниковые литературно-культурные качания между двумя столицами сменились внезапно Италией, Италией вынужденной, но от этого не менее прекрасной. Славянофил по натуре и долгу службы, Григорьев не преминул преобразить свои итальянские впечатления в масштабный образ Запада: "Вот здесь на Западе, что ни человек, то и специалист - от того-то здесь люди и представляются мне все маленькими, маленькими муравьями, ползающими с мелочной работою по великим, громадным памятникам прошедшей жизни. От этого-то зрелища я и хандрю ядовито - ибо обаяние камней одно не питает душу" (из письма Е.Н. Эдельсону). Италия для него - море, великие картины и памятники культуры и истории, она вся - великое европейское прошлое. Флоренция, Венеция, Рим - лишь декорации очередной любовной драмы Григорьева, и посреди блестяще описанного им флорентийского карнавала он чувствует себя изгоем, изгнанником, чужим (он вполне мог бы быть героем романа Камю, или хладнокровным и уверенным в себе экзистенциалистом).

Культурно-исторический background - вот что ищет он в создаваемых и разбиваемых им образах. Человек без судьбы, он разнес, разбил свою жизнь на географические отрезки, географические письма, в которых города и страны - символы и знаки его душевных состояний: "Зачем я видел Италию - меня к ней тянет болезненно, - а между тем там я хандрил - да и теперь бы верно хандрил - по России. Любовь ли, мысль ли, впечатление ли (как Италия), - все как-то обращалось и обращается мне в казнь и язву┘" (из письма Е.С. Протопоповой). Оренбург был его последней надеждой на спасение, надеждой на удачу отделения судьбы от географии, жизни - от географических образов, прочно овладевших ей. Однако: "Ничего не боялся я столько (между прочим), как жить в городе без истории, преданий и памятников.

И вот - я (это один из многих опытов) именно в таком городе. Кругом - глушь и степь, да близость Азии, порядочно отвратительной всякому европейцу. Город - смесь скверной деревни с казармой. Ни старого собора, ни одной чудотворной иконы - ничего, ничего┘" (из письма Страхову). Оренбург в итоге стал крахом последних надежд. Последовали возвращение в столицы, имитация бурной деятельности и медленная неизбежная агония.

Два жизненных "прыжка" в сторону - Италия и Оренбург - и завлекающе-засасывающие культурно-суетной трясиной Москва-и-Петербург. Григорьев жил этими образами, он прожил их, одновременно их создавая и не умея уйти от культурно-политического mainstream"а эпохи, навязывавшего этим образам шаблонные упаковки хандры и бегства от себя. Его письма - свидетельства и документы необычайной важности; это "протоколы" рождения и развития причудливых геокультурных образов, описывающих шаг в шаг, день в день жизнь одного непутевого человека; образы, преследующие своего создателя, не могущего и не хотящего "отодвинуться" от них, дистанцироваться от них, и тем самым - не дающего зажить этим образам своей самостоятельной, гео-графической жизнью.

Устойчивые и яркие геокультурные образы - часто продукт довольно случайных текстов, заметок, набросок, картин, etc. Незаметные при жизни их создателя, они могут скрыто существовать долгое время, не оказывая сильного влияния на геокультурную панораму. Оживление внимания к ним (издание, выставка и т.д.) может стать началом образного геокультурного "взрыва", образной "ядерной реакции", принципиально меняющей структуру образно-географических интерпретаций картины мира. "Письма" Аполлона Григорьева, я думаю, возможное начало подобного геокультурного сдвига.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
628
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2352
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1561
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1189

Другие новости