На фото памятник дружбы трех религий в Дербенте (Дагестан). Фото сайта derbenttourism.ru
Всемирный день гуманизма, который отмечается ежегодно 21 июня, прошел в России незамеченным. Праздник не имеет официального международного статуса, однако признан многими организациями, ставящими своей целью защиту прав и свобод человека, отстаивание идей социальной справедливости, миролюбия, человеческого достоинства и равноправия.
Одна из самых сложных проблем в XXI веке, которая стоит перед научно-экспертным сообществом, – конфликтогенный потенциал в мировоззренческой сфере. Минувший Всемирный день гуманизма был омрачен чередой страшных событий, начавшихся с беспорядков в аэропорту Махачкалы, происшедших вечером 29 октября 2023 года на почве исламского антисемитизма, террористического акта в «Крокус Сити Холле» 22 марта с.г. , захвата заключенными исламистами двоих сотрудников в СИЗО-1 в Ростове-на-Дону. 23 июня произошли скоординированные нападения на православные церкви и синагоги, а также пост ДПС в Махачкале и Дербенте.
После того как весь мир увидел антисемитские беспорядки в аэропорту Махачкалы и нападения на церкви и синагоги в Дагестане, научно-экспертное сообщество задумалось о том, к чему это может привести в дальнейшем и что ждет Россию в связи с общим усилением религиозной составляющей в этнополитических конфликтах.
На память приходят мысли недавно ушедшего из жизни ведущего российского специалиста по проблемам ислама Алексея Малашенко о том, что «нет российской политики на Кавказе, а то, что есть, – это безобразие полное, нет национальной политики, нет религиозной политики». «Государство, власть требуют от религии, от ислама только одного – лояльности», – писал исламовед.
Необходимость обсуждения отношений государства и религий связана с тем, что, по словам Малашенко, мы наблюдаем несовпадение «исламского и российского гражданского векторов идентичности», что особенно заметно на фоне межнациональных конфликтов, связанных с участием выходцев из республик Северного Кавказа.
Вся история ислама свидетельствует о том, что как его отношение к иноверцам, так и способы исламизации населения постоянно изменялись в зависимости от конкретных социально-политических, экономических и прочих условий. Однако во все времена «центральной и доминирующей идеей ислама в отношении к немусульманам была идея превосходства мусульман над ними, а общей тенденцией развития этих отношений – обращение их на путь «истинной» религии с применением самых различных форм и методов, начиная от мирных, добровольных и кончая насильственными» (Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам в модернизирующемся мире. Махачкала, 2011).
Во время научных командировок в Республику Дагестан автору этой статьи довелось близко ознакомиться с деятельностью ныне ушедшего от нас профессора Салиха Муслимова. Он был не кабинетный исследователь. Ценность его работ определяется тем, что он тонко чувствовал психологию ислама и своих соотечественников, показывая причины и истоки заблуждений верующих и критикуя извращенные и экстремистские версии религии.
Муслимов считал, что исламистские ценности несовместимы с принципами современного гражданского общества в сфере реализации личностью, гражданином своих прав на свободу совести. По его мнению, обязательность веры в Бога исключает возможность иметь убеждения по своему выбору, без чего нет гражданского общества, ведь на Северном Кавказе, как и в стране в целом, сложилась такая духовно-нравственная атмосфера, когда пропаганда религиозных убеждений считается нормой, а светских, научно-материалистических – отклонением от нормы и морали (Муслимов С.Ш., Миримова А.А. Молодежь о религии и религиозном экстремизме. Махачкала, 2014).
К сожалению, на сегодняшний день народности Северного Кавказа в силу идеи мусульманской исключительности противопоставляются самой России. Как отмечал еще в 2007 году специалист в области конституционного права, государственного управления и национальной безопасности профессор Олег Дамаскин, «для этого используется идея общекавказского единства, или «Кавказского дома», подчеркиваются особенности менталитета горских народов» (Дамаскин О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М.: Наука, 2007).
После страшного теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле» необходимо сделать выводы, направленные на укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранения самобытности многонационального народа Российской Федерации. Необходимо повышение уровня сознания народов, традиционно исповедующих ислам, посредством их знакомства с современными гражданскими знаниями, изменение парадигмы общественного развития – с превалирования насаждения страха наказания Свыше на более действенную: воспитание, обучение и просвещение.
В условиях формирования единого планетарного пространства и технологической революции 4.0, сопровождающихся усилением глобальных рисков, реализация принципов свободы совести и светскости государств является важным условием преодоления этноконфессиональных разделений и укрепления международного сотрудничества для построения гуманистического бесконфликтного глобального общества.
Профессор Леонид Сюкияйнен отмечает, что «нынешний миропорядок, освященный современным международным правом, прямо противоположен принципам международных отношений в исламе» (Сюкияйнен Л.Р. Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли. Российская академия наук, Институт востоковедения. М.: Марджани, 2012). При этом он делает вывод, что глобализация – отчетливо светское явление, и на этом основании прогнозирует «более резкий ответ ислама на процесс глобализации в виде выбросов исламского экстремизма».
Мы наблюдаем огромное влияние религиозной морали на поведение и высказывания депутатов-мусульман по вопросу реагирования на законопроект о праве образовательных организаций устанавливать запрет на ношение религиозной одежды, в том числе частично или полностью скрывающей лицо. Об истоках этого явления напоминает заявление тогдашнего имам-хатыба Московской соборной мечети Равиля Гайнутдина (ныне шейха, председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации), сделанное им еще в далеком 1991 году: «В российском республиканском парламенте есть депутаты-мусульмане. Благодаря им мы были в курсе всех решений, принимаемых Верховным советом и президентом России».
Таким образом, новые геополитические вызовы требуют от представителей гражданского общества укрепления межнациональных и межконфессиональных отношений, где необходимость увеличения исследований значения свободы совести и светскости государства может сыграть роль мощного фактора противодействия проявлению конфликтогенного потенциала в мировоззренческой сфере. При этом, не допуская рецидивов вульгарного и воинствующего атеизма, необходимо объединение и создание адекватной институциональной структуры свободомыслящих, их единение с научно-просветительскими и гуманистическими обществами.
комментарии(0)