0
953
Газета Свобода совести Интернет-версия

15.05.2002 00:00:00

Традиция или право?

Тэги: Ряховский, свобода совести


- Владимир Васильевич, ваш центр занимается правовой защитой религиозных организаций. Как обстоит ситуация в этой области? Она улучшается или, наоборот, есть тенденции к ухудшению?

- Нельзя сказать однозначно. С одной стороны, сейчас появилось много судебных дел с участием религиозных организаций, чего практически не было до 1997 года, то есть до принятия Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В то же время против религиозных организаций очень часто выдвигаются необоснованные иски, им отказывают в регистрации или перерегистрации. Несмотря на это, с некоторой натяжкой можно говорить о становлении в России независимой судебной системы, поскольку судами все чаще и чаще выносятся вполне обоснованные решения.

Взять хотя бы определение Конституционного суда от 7 февраля 2002 года по нашей жалобе о несоответствии Конституции РФ пункта 4 статьи 27 закона о свободе совести, в соответствии с которым религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, подлежат ликвидации в судебном порядке. Выявив конституционно-правовой смысл обжалованной нормы закона, Конституционный суд указал, что религиозная организация не может быть ликвидирована только по формальному признаку за пропуск срока перерегистрации. В случае предъявления иска о ликвидации регистрирующий орган должен доказать в суде, что религиозная организация реально прекратила свое существование. Данное решение Конституционного суда, несомненно, будет иметь важное практическое значение, поскольку по тем или иным причинам перерегистрацию не прошло около трех тысяч религиозных организаций.

В то же время приходится сталкиваться и с необоснованными судебными решениями. Ярким примером этого является решение суда об отказе в удовлетворении жалобы Московского отделения Армии спасения на отказ в перерегистрации. По чисто надуманным основаниям суд посчитал, что Армия спасения является военизированной организацией. Кроме того, суду не понравился пункт устава Армии спасения, согласно которому члены организации не отвечают по ее обязательствам, а организация, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих членов. Между тем это общий признак некоммерческих организаций и данный пункт устава дословно воспроизводит положение закона о некоммерческих организациях.

Зачастую нарушения прав верующих обусловлены элементарным религиоведческим невежеством. Например, Министерство юстиции Чувашии подало в суд иск о ликвидации пятидесятнической общины Чебоксар на том основании, что ее пастор во время богослужения читал молитву об исцелении больных, не имея при этом лицензии на право осуществления медицинской деятельности. А на судебном заседании пастору предъявили претензии в том, что во время чтения молитвы в богослужебном зале не висели иконы, не горели свечи и Священное Писание читалось не целиком, а отдельными выдержками. Прокурор был очень удивлен, когда мы ему объяснили, что молитва об исцелении - это обычная практика большинства конфессий, и Священное Писание просто невозможно прочитать за богослужением целиком из-за его объема. Подобных примеров можно привести очень много. Надо отдать должное судам, которые в большинстве случаев все-таки дают правильную правовую оценку подобным делам.

- А какими государственными организациями чаще всего нарушаются права верующих?

- Думаю, что органами юстиции, которые часто безосновательно отказываются регистрировать религиозные организации. В то же время во многих случаях их претензии бывают и вполне обоснованными. Религиозные организации порой подают на регистрацию документы, содержание которых не соответствует требованиям закона.

В последнее время стали частыми необоснованные отказы в строительстве храмов и других культовых зданий. В основном это касается протестантских общин, но сейчас с этой проблемой столкнулись и католики: местные власти приостановили строительство католических храмов в Пскове и Барнауле.

Очень серьезная проблема - нагнетание религиозной неприязни в средствах массовой информации. Фактически в стране искусственно формируется образ врага в лице верующих неправославного исповедания. При этом органы власти часто изображают из себя невинную девушку, наблюдая за происходящим со стороны. Но нередко они сами и провоцируют подобные конфликты. Взять хотя бы развязанную в последнее время кампанию против католиков. Любая религиозная организация вправе как угодно называть свои структуры - администратурами или епархиями. Одно дело, когда все ограничивается межцерковным спором, и совсем другое, когда в него вмешивается государство. Уже двум католическим священникам и епископу запрещен въезд в Россию. В некоторых регионах католические приходы получили письменное предупреждение от органов юстиции за то, что их настоятелями являются иностранные граждане. Что же делать католикам, если за годы советской власти практически все священнослужители Католической Церкви были физически уничтожены. Первое рукоположение из числа российских граждан состоялось только три года назад. Именно поэтому сегодня у них 85% священников иностранцы.

Я считаю ненормальным то, что президент страны, как гарант Конституции, до сих пор не сделал никакого заявления по поводу развязанной в стране антикатолической кампании. Он как будто бы не замечает этой проблемы.

- Почему, на ваш взгляд, в эту кампанию включилось государство?

- Допускаю, что было какое-то лоббирование со стороны Русской Православной Церкви. Возможно, дело в отсутствии у государства четкой политики в отношении религиозных организаций. С другой стороны, ее отсутствие - тоже своего рода политика. А может быть, в России просто все еще не вытравлен дух идеологического господства. Телевидение часто показывает первых лиц государства во время богослужений в православном храме. Конечно, это частное дело каждого. Но у нас это почему-то воспринимается как руководство к действию. Бывает, глава местной администрации отказывается предоставить протестантам в аренду помещение или выделить землю под строительство молитвенного дома, ссылаясь на то, что, являясь православным, он не может покровительствовать другим вероисповеданиям. При этом он забывает, что состоит на государственной службе в светском государстве.

- Как вы оцениваете Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятый в 1997 году?

- Будучи членом рабочей группы по разработке этого закона, я выступал против отдельных его положений. После того как закон был принят, мы выявили в нем 16 положений, которые, на наш взгляд, противоречат Конституции РФ. Закон содержит внутренние противоречия. Кроме того, многие его положения недостаточно четко прописаны. Например, согласно одному из них, местная религиозная организация должна состоять не менее чем из десяти человек, достигших 18 лет и проживающих в одной местности. Очевидно, что речь идет о минимальном количестве членов религиозной общины, необходимом для ее регистрации. Между тем этот пункт часто толкуют в том смысле, что все члены религиозной организации должны быть не моложе 18 лет и проживать в одной местности. Из закона также не совсем ясно, могут ли местные религиозные организации создавать учебные заведения для подготовки служителей церкви или это право принадлежит только централизованным религиозным организациям. Минюст, например, придерживается последнего варианта. Нечеткость формулировок дает возможность разных толкований, а следовательно, и злоупотреблений. Подобных примеров можно привести немало. Поэтому я считаю, что этот закон нуждается в доработке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1397
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1479
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
669
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
977

Другие новости