-Отец Георгий, расскажите, пожалуйста, о концепции конференции.
- Она достаточна проста. Что для нас сегодня мученики века двадцатого? Ясно, это были не самые худшие, а, может быть, даже самые лучшие люди своего времени, лидеры ХХ века. Они не побоялись смерти. Из огромного числа пассивных жертв тоталитарных и безбожных режимов выделяются те, кто делал свое дело, заведомо становясь под удар этой страшной машины. Прежде всего это российские новомученики. Это также такие люди, как о. Александр Мень, который проповедовал Слово Божье, крестил, причащал, нередко и в домах, и больницах, что особенно было запрещено в советские годы, писал книги, которые издавались за рубежом. Всем этим он, конечно же, подставлял себя под удар. Затем это такие люди, как Рауль Валенберг, шведский дипломат, спасавший в годы нацизма евреев. Это Януш Корчак, талантливый педагог, писатель, погибший вместе с детьми. Это многие другие, например, Эдит Штайн, еврейка-кармелитка. Что это дает нам, живущим сегодня, когда, кажется, нам ничто не угрожает в такой степени? Вот в чем главный вопрос, вот в чем главная тема конференции.
- Вы поставили тему мучеников достаточно широко, гораздо шире церковных границ, хотя о мучениках у нас принято говорить исключительно в церковном контексте.
- Да, это так, мы расширили границы этого понятия, потому что мученики Церкви трудились рука об руку с теми праведниками и героями, которые внутри Церкви или вне ее, но без оружия, бесстрашно и до последней капли крови служили делу добра и другим людям, тем самым противостав злу, обрушившемуся на них со всей своей агрессивной силой. Отдавая себя на служение, они проходили путь святости, и их смерть тому подтверждение. Их служение - подвиг самоотдачи. И даже если они не принадлежали к Церкви, их путь все равно родствен пути святых. Обсуждая все это, мы здесь согласились, что если бы, например, Януш Корчак был христианином, то никто бы не стал сомневаться в его канонизации.
- Но ведь существует традиционный взгляд на святых и их канонизацию?
- Безусловно. Но и традиционные взгляды на опыт мучеников ХХ века поколебались в значительной степени. По отношению к мученикам невозможно соблюсти все условия канонизации. Например, у сожженных в газовых камерах Освенцима или расстрелянных на Соловках нет мощей. Опыт мучеников - это абсолютно новый опыт Церкви и всего человечества. Конечно, он очень близок к опыту первых веков христианства. Но и в чем-то абсолютно новый.
И рядом с церковными мучениками, об этом мы должны помнить, есть их родные братья, которые не принадлежали к Церкви или принадлежали к другим христианским традициям. Например, баптист Мартин Лютер Кинг. Его традиция и вовсе не знает почитания святых, канонизации. А ведь он - самый настоящий христианский мученик, черты христианской святости здесь налицо. Он проповедовал любовь к врагам, и его неустрашимость потрясает. Он буквально повернул черное движение на сто восемьдесят градусов. До него черный баптизм был политическим, антибелым, негры выступали резко против белых, обвиняя их во всех грехах. А Мартин Лютер Кинг заговорил о том, что белые - братья во Христе. Он изменил содержание не только черного движения в Америке, но и все американское мышление. До него университеты, поликлиники и прочее принадлежали только белым, в автобусах вместе черные и белые не ездили. А теперь что мы видим? Прошло 33 года после его смерти. И в Америке черные и белые вместе учатся, вместе работают, лечатся в одних больницах. И это нормально.
Это сделал один человек своей проповедью, в которой он говорил о любви Христовой. Он мечтал, что однажды белые и черные дети пойдут вместе, взявшись за руки. Его убили, как вы знаете. Но, слава Богу, он не забыт. Сегодня его фигура помещена на фронтоне Вестминстерского аббатства в Лондоне, где наряду с ним изображены мученики и праведники ХХ века: великая княгиня Елизавета Федоровна, Дитрих Бонхеффер и другие. Это важно.
- В какой-то степени можно сказать, что и Мартин Лютер Кинг причислен к лику святых, но не в своей Церкви, а в Англиканской.
- Да, так можно сказать. Но главное, что он не забыт.
- Кто организовал и, конечно же, участвовал в конференции?
- Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино и прежде всего ее директор Екатерина Юрьевна Гениева, Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса), Фонд Фридриха Наумана, Фонд имени протоирея Александра Меня.
Для нас очень важно, что в работе конференции принял участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он как глава комиссии по канонизации с самого начала одобрил ее подготовку. Его доклад был первым и очень важным для нас. Принял участие также Александр Николаевич Яковлев, возглавляющий Комиссию при президенте РФ по реабилитации. Как известно, обе комиссии работают в сотрудничестве. У Яковлева был доклад о Рауле Валенберге, но он рассказал и о других "делах", изучавшихся комиссией, в том числе и церковных. Священник Бронислав Чаплицкий, член Комиссии по новомученикам, рассказал о "Книге памяти", в которую вошли католические мученики России.
Мы очень рады, что среди участников был Сергей Адамович Ковалев, член Государственной Думы РФ. Его доклад об Андрее Дмитриевиче Сахарове, великом праведнике ХХ века, был очень глубоким и важным, потому что жизнь Сахарова являлась существенным вкладом в изменение нравственного климата ХХ века. Тереза Виланд из Германии рассказала об Эдит Штайн. Ксения Деннен (Кестонский институт, Великобритания) сделала доклад о преследовании христиан в нашей стране до Перестройки. Всех не перечислишь. Главное, что конференция была разносторонней и содержательной.
- Что еще было на конференции помимо докладов?
- На второй ее день работали четыре семинара: "Тоталитаризм и его всепроникающее влияние на общество", "Опыт мученичества и день сегодняшний", "Готовы ли мы быть милосердными? Проблемы взаимоотношения общества и детей с ограниченными возможностями", "Закон о свободе совести и практика современной жизни". Все эти темы так или иначе связаны с тем, как мы воспринимаем опыт мучеников, тот дар жизни, который дан нам от Бога. В рамках конференции прошли две презентации. На одной из них была представлена книга "Праведник" о Рауле Валенберге (совместный проект издательств "Рудомино" и "Текст"). На второй - фильм "Да будет жизнь" и выставка "Театр в Терезине 1941-45 гг. Любой жанр, кроме трагедии".
- Кажется, именно на открытии выставки вы сказали о боли как учительнице жизни? Смотреть на фотографии актеров, которые играли на сцене театра еврейского гетто, или на рисунки, нарисованные детьми из этого гетто, невозможно без слез.
- Наша цель и была такой - напомнить о боли, пережитой всем человечеством. Иначе этот опыт для нас не будет воспринят и трагедии будут повторяться.