По приглашению МИДа я ознакомился с тем, что называется «креативной экономикой» Германии. Ежегодный оборот креативной отрасли составляет 61 млрд. евро. По этому показателю она пока отстает от автопрома (71 млрд. евро), но опережает химическую промышленность (49 млрд. евро).
Германия всегда ассоциировалась с чем-то в стиле hard – машины, станки, огромные суровые здания. Теперь перед глазами стоят soft-примеры креативности «германского гения», ориентированные на комфорт человеческого существования. Евангелическая церковь в Дюссельдорфе с современной картиной, со стеклянной задней стеной, через которую виден открытый мир. Удобные стулья для стариков. Высота клумб по пояс, чтобы спину не надорвать, и клетка с поющими птицами созданы для того, чтобы пожилые люди через звуки и ощущения возвращали память. Рур – культурная столица Европы-2010 – преобразует индустриальное пространство металлургических заводов в музеи, конференц-залы, ночные клубы. Талантливая молодежь поддерживается заказами правительства на креативные решения по преобразованию территорий депрессивного региона. У этой Германии есть будущее! Я уверен!
Порадовало здание, спроектированное японскими архитекторами Zollverein School, с многочисленными окнами разных размеров и разных уровней, когда невозможно сказать, сколько же этажей в этом доме.
Я увидел своими глазами, как выглядит инновационный сектор экономики. Без фантазий и возвышенных призывов что-то менять.
Культуризация экономики – путь в стандарты XXI века. Культуризация в том смысле, в каком мы использовали термины «индустриализация» и «коллективизация». Альтернативы, по существу, нет.