Фото Reuters
Год назад в России о сборной Алжира по футболу знали в основном то, что она досталась нам в соперники на чемпионате мира, следовательно, нам повезло. Летом оказалось, что с Алжиром нам не очень повезло: на ЧМ он вышел в плей-офф, а мы – нет. Потом в России узнали, что в январе будет чемпионат Африки, следовательно, Алжир должен его выиграть. Так, справедливости ради, думали не только в России. Зарубежные журналисты, регулярно освещающие Кубок африканских наций, называли «Лис пустыни» главными фаворитами.Между тем, завтра Алжир играет свой последний матч в группе с Сенегалом и, быть может, последний на Кубке Африки. Это не прогноз, а оценка увиденного. Те, кто в этом году решил посмотреть африканское первенство из-за Алжира, после первых игр вполне могли разочароваться и переключиться на что-то более привычное. Игроки вроде те же, что летом в Бразилии, а команда не та.
Команда та же. Но на чемпионате мира алжирцы все 4 матча отыграли от соперника, активно прессингуя, ловя его на контратаках. В этом они преуспели. Но в Африке другие танцы. Здесь Алжир – претендент на чемпионство. Соперники строят свою игру так, чтобы свести преимущество алжирцев на нет. В частности, они не оставляют пространства его самым быстрым и техничным игрокам – Ясину Браими и Софьяну Фегули. Ни у того, ни у другого в матчах с ЮАР и Ганой не было свободы маневра.
ЮАР – интересная и смелая команда, минут пятнадцать они, что называется, возили Алжир. Но класс сегодняшних южноафриканцев невысок, у них хрупкая оборона, им недостает физической мощи. Они рухнули под давлением Алжира, пропустили трижды и проиграли 1-3. Зато Гана, более опытная и классная, не прогнулась. Более того – забила в добавленное время и победила 1-0, сохранив хорошие шансы на плей-офф.
Сенегал ничего приятного Алжиру не готовит. Физически это самая мощная команда на первенстве. Одиннадцать огромных темнокожих парней, готовых бегать по 90 минут с плюсом. Особой изобретательности в атакующих действиях нет. Максимально быстрая доставка мяча вперед, забросы, навесы. Самый креативный из игроков центра поля у сенегальцев – Папакули Диоп, опорный полузащитник «Леванте». Рядом с ним Альфред Н'Диайе, который в прошлом сезоне за «Бетис» играл чаще всего на позиции центрального защитника. Придумать они могут немного. Но затоптать и продавить – кого угодно, Алжир не исключение. Тренер сенегальцев Ален Жиресс едва ли повторит неудачный эксперимент с тремя центральными защитниками, сыграет по схеме 4-3-3, насытит центр – и, быть может, этого будет достаточно.
Алжир – пример того, как нелегко играть первым номером в Африке. Это вынужден делать, к примеру, Кот-д'Ивуар. Проблема «Слонов» в том, что у них недостаточно футболистов для игры в позиционной атаке. Нужен игрок с хорошим последним пасом. По позиции это должен быть Яя Туре. Но в том и дело, что в сборной Туре играет не на своей позиции. В своем клубе «Манчестер Сити» он действует по принципу box-to-box, от штрафной до штрафной. Отрабатывает в защите и приходит в атаку. Если игроки передней линии создадут разрыв, Туре может этим воспользоваться. Он может атаковать вторым темпом. Но он не разыгрывает мяч, не выводит на удар нападающих. В «Сити» есть кому этим заняться помимо ивуарийца. А в сборной Кот-д'Ивуара – некому. Хороший пас у Жервиньо, но он, во-первых, получил дисквалификацию, а, во-вторых, играет на позиции левого вингера.
В группе D, где Кот-д'Ивуар играет вместе с Гвинеей, Мали и Камеруном, первые четыре матча завершились со счетом 1-1. То есть шансы на выход в плей-офф у всех формально равные. Формально, потому что «Слоны» производят неважное впечатление, в отличие от остальных. Они играют слишком примитивно, как и на летнем чемпионате мира. Им не хватает плавности в переходе от обороны в атаку. Мали и Гвинея – команды, играющие вторым номером, причем гвинейцы полегче и с явным лидером – Ибрагимой Траоре – впереди.
Камерун же – особая песня. Физически и технически сбалансированная команда, способная играть как первым номером, так и на контратаках. Тренер Фолькер Финке решил проблему пасующего игрока в атаке. На позиции атакующего полузащитника играет Максим Шупо-Мотинг, в прошлом крайний форвард (теоретически то же самое тренер ивуарийцев Эрве Ренар мог бы проделать с Жервиньо). Центральный нападающий – постоянно нацеленный на ворота Венсан Абубакар. По краям в атаке два быстрых и техничных игрока – Бенджамен Моканджо и Эдгар Салли. Камерунцы стараются отбирать мяч на половине поля соперника и моментально атаковать. У них есть вкус к комбинационному футболу, при этом их класс выше, чем у южноафриканцев или габонцев.
Это, как ни парадоксально, не значит, что Камерун в среду с Кубком Африки не попрощается. Играют хорошо, но пока ни одной победы. Не хватает точности при завершении атак – бич большинства сборных в Африке. Буркина-Фасо и Габон вчера попрощались с турниром во многом по этой причине. Огромное количество моментов – и очень слабая реализация. В результате из группы А дальше прошли хозяева – футболисты Экваториальной Гвинеи – и сборная Конго. Почему? Потому что бережнее относились к своим моментам и оказались способны отстоять победный результат.
Если продолжать смотреть Кубок Африки (я делаю это уже 19 лет), то можно считать это интригой: какой футбол все-таки победит? Точнее, много ли нужно для победы в Африке? Если выиграет Сенегал, это будет означать, что физики и напора достаточно. Если победит Конго, выиграет прагматизм, минимализм, ставка на надежную оборону и гол на контратаке. Если же Кубок Африки завоюет Камерун или Алжир (а, может быть, Гана), это будет победа техники, изобретательности, атаки. «Проактивности», как сказали бы умные зарубежные журналисты.