0
1102
Газета Пять книг недели Печатная версия

19.02.2025 20:30:00

Пять книг недели

Тэги: карвер, мандзон, щербинина, зубковская, горбунов


7-9-11250.jpg

Реймонд Карвер. Да помолчи уже наконец. О чем мы говорим, когда говорим о любви: Рассказы / Пер. с англ. И. Бессмертной, А. Глебовской, В. Голышева и др.

– М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2025. – 512 с. (Большой роман). ISBN 978-5-389-25768-9

Американский поэт и новеллист, мастер англоязычной короткой прозы Реймонд Карвер (1938–1988) считается наследником Хемингуэя, Фолкнера и Чехова. Он лауреат премии О.Генри, финалист Национальной книжной премии США и Пулицеровской премии. По его рассказам снят фильм «Короткий монтаж», удостоенный на Венецианском кинофестивале «Золотого льва», а в оскароносной черной комедии «Бердмен» главный герой ставит на Бродвее пьесу по рассказу Карвера «О чем мы говорим, когда говорим о любви». В сборник вошли рассказы «Жирдяй», «Соседи» и др. Большинство публикуется на русском языке впервые или в новых переводах, остальные – в новой редакции.

7-9-12250.jpg

Федерика Мандзон.  Возвращение в Триест: Роман / Пер. с ит. К. Тименчик.

– М.: Бель Летр, 2025. – 348 с. ISBN 978-5-9614-9741-0

Воспоминания всю жизнь тяжелым грузом давят на главную героиню книги Альму. Они нахлынули с новой силой, когда ей приходится после смерти отца ненадолго вернуться в Триест – итальянский город на северо-западе Балканского полуострова, на границе со Словенией. Здесь прошли детство и юность Альмы. «Где бы она ни жила, ее всегда принимали за неместную. То ли она ведет себя как-то неуверенно, словно приехала совсем ненадолго. А может, потому, что она медлит, прежде чем ответить на вопрос. И все думают, что она не понимает их язык, никакой язык, а ведь на самом-то деле она говорит на нескольких». Однако обрести себя невозможно без принятия своего прошлого, без памяти, без истории, без любви.

7-9-13250.jpg

Юлия Щербинина. Читательский билет: Литературное путешествие по миру отечественных буквоедов, книготорговцев и библиофилов.

– М.: Альпина нон-фикшн, 2025. – 460 с. ISBN 978-5-00223-368-7

В «НГ-EL» от 27 апреля 2023 года мы рассказывали о книге филолога, доктора педагогических наук, популяризатора книжной культуры Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». Продолжением библиотемы стала новая работа Щербининой – антология «Читательский билет», которая дает ответы на вопросы: «Как и почему менялось отношение людей к книгам с течением времени? Какой была читающая публика в XIX веке и начале XX столетия? Чем примечательны книгоиздание и книжная торговля того периода? В каких обстоятельствах формировались читательские вкусы, привычки, ритуалы? Что представлял собой причудливый замкнутый мир библиофилов?» В издании представлены «библиофильские» тексты Чехова и Булгакова, Тэффи и Аверченко, Шмелева и Саши Черного, Горького и Куприна и других писателей, хотя «в некоторых повествованиях образ книги не вполне очевиден, растворен в сюжете  либо поглощен другими деталями».

7-9-14250.jpg

Анастасия Зубковская. Естественная религия: Религиозные верования и практики в эволюционной истории человека.

– М.: Новое литературное обозрение, 2025. – 200 с. (Studia religiosa). ISBN 978-5-4448-2611-9

Кандидат философских наук, специалист по проблемам современного эволюционизма и изучения религии, научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН Анастасия Зубковская повествует о научных теориях религии, появившихся в начале XXI века. «Их возникновение совпадает с началом «поворотов» в науках о культуре, сближением гуманитарного и естественно-научного знания, расцветом постгуманитаристики, которая помогает ученым взглянуть на объекты исследования с разных точек зрения. В научном арсенале современных исследователей существует некоторое число методологических подходов (или «оптик»): гендерный, феминистский, когнитивный, деколониальный, постколониальный и т.д.», – говорится в предисловии. Подробности – в главах «Естественная религия в границах одного лишь разума», «Мозг и религиозный опыт», «Ген Бога», «Символическое животное» и др.

7-9-15250.jpg

Александр Горбунов. Давид Боровский.

– М.: Молодая гвардия, 2025. – 576 с. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 2035). ISBN 978-5-235-05197-3

Биография театрального художника Давида Боровского (1934–2006), связавшего сценографию с режиссурой и тем самым задавшего новое направление в сценическом искусстве. «Боровский, называвший спектакли плодом совместного, командного сочинительства, в котором принимают участие все имеющие отношение к постановке «действующие лица и исполнители», добился, по определению театроведа Аллы Михайловой, уникального соединения «острейшей условности с пронзительной жизненной правдой», – отмечает журналист Александр Горбунов. Давид Львович 30 лет проработал в Театре на Таганке, на общественных началах был главным художником МХАТа, сотрудничал с Малым театром и «Ленкомом», «Современником» и БДТ имени Г.А. Товстоногова и многими другими театрами. Но автор книги показывает своего героя не только высочайшим профессионалом, но и человеком «с безошибочным нравственным чутьем. Он всех соединял, не прилагая к этому малейших видимых усилий: одним только своим существованием».


Другие новости