|
– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2024. – 448 с. (Петербург. Текст). ISBN 978-5-17-161244-3
«Выдумщик» петербургского шестидесятника, прозаика, мемуариста, автора книг «Жизнь удалась», «Комар живет, пока поет», «Плясать до смерти», «Довлатов» (в серии «ЖЗЛ») и других – это роман-воспоминание, сочетающий реальность и гротеск. На его страницах соседствуют писатели Василий Аксенов и Андрей Битов, «знаменитый питерский гуляка, фарцовщик и боксер Бенц» и ресторанный гардеробщик Иван Палыч, одноклассники и ребята с соседнего двора… «Учительница раздает по партам одинаковые серые тетрадные листки в клетку. Первое классное задание – все должны нарисовать что хотят. И безликая на первый взгляд масса стриженых школьников сразу будет разделена – каждый сейчас покажет на листке, сколько места он займет в этой жизни. Поглядываю вокруг: все рисуют танки, самолеты, помногу, и это понятно. Сорок седьмой год! Недавно кончилась война. Девочек в нашей школе нет, поэтому никаких цветов. Танк, самолет – верное дело. А я почему-то робким нажимом тупого карандаша намазываю крохотную серую уточку размером в мелкую тетрадную клеточку: на большее не решаюсь. Но быть как все не хочу. А уточка – моя! Откуда она приплыла? Из какой тьмы? Но я знаю, что не случайно… Но вот – жирная тройка на листе: цена моей уточке. И мне? Навсегда?»
|
Сулейман Стальский. Ленин не умер. Стихотворение.
– СПб.: Красный матрос, 2024. – 40 с.: ил. (Кирдык капитализму!).
В подтверждение давнего (хотя и спорного) тезиса Владимира Маяковского, что «Ленин и теперь живее всех живых» (21 января исполнилось 100 лет со дня смерти вождя мировой революции) петербургское издательство «Красный матрос» публикует стихотворение народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского (Сулеймана Гасанбекова, 1869–1937) «Ленин не умер» с рисунками Василия Голубева. «О Ленине я говорю – слушайте. / Что делал он я говорю – слушайте. / Когда Николай свалился с трона, / Пошел воевать Ленин. / Некто Керенский выскочил против, / Но ему от народа попало в морду…»
|
Анн-Гаэль Юон. Я помню музыку Прованса: Роман / Пер. с фр. Эльмиры Зейнетдиновой.
– М.: Бель Летр, 2024. – 334 с. ISBN 978-5-9614-8533-2
«Бабуле. С бесконечной нежностью» посвятила свой роман французская писательница Анн-Гаэль Юон в надежде, что «благодаря этой книге бабушка еще поживет в вашей памяти». Героинями романа стали молодая писательница Джулия и ее бабушка Жанина. Внучка приезжает в Прованс к бабушке, которая, постепенно теряя память, ведет дневник, записывая свою жизнь. «Жанина представляет себе свою память как утес, который хотят повалить ветра. Как скалу, которую подтачивает каждая набегающая волна. И вот уже месяц каждое утро, помыв посуду и застелив кровать, Жанина пишет. Усевшись перед портретом обожаемой внучки Джулии. Пишет, чтобы внучка знала, откуда родом. А главное, чтобы пролить свет на тайны, которые терзают саму Жанину. Засвидетельствовать, рассказать, а может, и простить – насколько это вообще возможно. Когда умираешь, больше всего жалко тех, кто остается, ведь часть их жизни уходит вместе с тобой».
|
Николай Котрелев. За 50 лет: избранные труды. В 2 кн. / Вступ. ст. А.В. Лаврова.
– М.: ИМЛИ РАН, 2023. – Кн. 1. – 744 с. – Кн. 2. – 712 с. (Библиотека «Литературного наследства»). ISBN 978-5-9208-0716-8; ISBN 978-5-9208-0717-5
В собрание сочинений историка литературы Николая Котрелева (1941–2021) вошли его статьи и архивные публикации, главным образом посвященные Владимиру Соловьеву и Вячеславу Иванову. В частности, он рассматривал отношения «Вячеслава Великолепного» с другим не менее значимым мэтром символизма – Валерием Брюсовым. В итоге их переписка и выбранные практики поведения привели одного к принятию советской власти, а другого – к эмиграции. Из других исследований интересна статья о «Двенадцати» Александра Блока. По мнению Котрелева, Христос, возглавлявший шествие «несчастных красногвардейцев» в конце поэмы, в лучшем случае персонаж Эрнеста Ренана: «Это не Иисус Христос Писания или Предания».
|
Артур Вейгалл. Нерон. Император Рима / Пер. с англ. Е.А. Гонсалес-Менендес.
– М.: Центрполиграф, 2023. – 320 с. ISBN 978-5-9524-6052-2
Судьба римского императора Нерона (37–68), последнего из династии Юлиев-Клавдиев, долгое время интересует ученых, писателей, кинематографистов. По мнению британского историка Артура Вейгалла, «в наши дни его имя вызывает в сознании образ беззаконного чудовища, воплощенного дьявола, лишь своим внешним обликом схожего с человеком». Однако в своей книге Вейгалл предлагает не столь однозначный взгляд на фигуру императора, учитывая тот факт, что «Нерон был любим значительным большинством своего народа». Не очерняя и не обеляя своего героя, автор прослеживает этапы его жизненного пути, начиная с событий, предшествовавших рождению будущего императора. Причем делает это, опираясь на исторические факты, но в художественной форме, что придает повествованию увлекательность.