|
Андрей Коровин. Котенок играет…
– М.: А. Лаврухин, 2023. – 4 с.
Продолжая серию малотиражных поэтических книг современных – и не только – авторов, о которой не раз писали на страницах «НГ-EL», московский художник Александр Лаврухин «в режиме транспонанса» издал философское стихотворение поэта и культуртрегера Андрея Коровина «Котенок играет…»: «Котенок играет с хвостом / Ничто не меняется в мире / На этом ли свете на том / В бараке в общаге в квартире / Котенок играет с хвостом // Порой в этом мире густом / Так пусто что некуда деться / Молитвою или постом / Не всякое лечится сердце / Котенок играет с хвостом…»
|
Максим Лаврентьев. Библейская лирика.
– М.: Стеклограф, 2023. – 198 с. ISBN 978-5-521-23956-6
Поэт, эссеист, постоянный автор «НГ-EL» Максим Лаврентьев сделал стихотворные переложения трех книг Ветхого Завета – Псалтирь Давида, Притчи Соломона, Книга Екклезиаста. Если лаврентьевские «Псалмы Давида» уже выходили отдельными изданиями, то, как сказано в аннотации, остальные тексты в полном объеме публикуются впервые. В предисловии Елены Крюковой отмечается, что «в Ветхом Завете мысль звучит как музыка, а музыка перерастает в Логос, а великое Слово предстает в зримом одеянии контрастного изображения и в покоряющем рельефе трехмерных скульптур, чертогов и бедных хижин». Это же можно сказать и о «Библейской лирике»: «Встав на заре, возьму псалтирь свою, / покину город и, бродя по рощам, / Всевышнего во славе воспою, / помыслю о святом, о непорочном…»
|
Гвидо Маццони. О современной поэзии / Пер. с ит. А. Ямпольской.
– М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 312 с. (Studi italiani). ISBN 978-5-4448-2206-7
Историк и теоретик литературы, профессор университета Сиены (Италия) прослеживает трансформацию западной поэзии с середины XVIII до середины XX столетия. «У всякой национальной европейской литературы есть собственная внутренняя история. Однако, если взглянуть на крупнейшие литературы несколько отстраненно, можно заметить, что для них характерны одни и те же долгосрочные явления – от самых широких (как революция литературных жанров на рубеже XVIII–XIX веков) до более локальных (как распространение между второй половиной XIX века и эпохой исторического авангарда совершенно новых техник, которые обогатили художественную прозу, поэзию и театр, подарив немыслимые прежде возможности: внутренний монолог, верлибр, принцип монтажа)». Конкретнее – в главах «Сеть понятий», «Образцовый текст», «История форм» и др.
|
Уильям Уоллер. Гайд по астрономии: Путешествие к границам безграничного космоса / Пер. с англ. Дж. С. Сандросян.
– М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2023. – 256 с.: ил. (Научный интерес). ISBN 978-5-389-23827-5
«Человек во Вселенной», «Первые представления», «Космические дали», «Составляющие космоса», «Бродячий цирк» галактик и их космическая экспансия», «Наше космическое достояние» (названия глав и частей) – об этом и многом другом говорится в книге ученого, бывшего сотрудника НАСА. Автор «хотел создать путеводитель для начинающих и рассказать обо всем, что есть в нашей Вселенной, а также о том, как она устроена, как появилась на свет и как продолжает развиваться. Иногда я приводил и свои размышления, которые, возможно, внесут нотку человеческого участия в повествование о необъятных космических просторах. И если порой мои рассуждения покажутся немного хвастливыми, то так тому и быть: такие уж мы, астрономы».
|
Филип Зиглер. Черная смерть. Как эпидемия чумы изменила средневековую Европу / Пер. с англ. Е.А. Гонсалес-Менендес.
– М.: Центрполиграф, 2023. – 320 с. ISBN 978-5-9524-5977-9
Предметом интереса британского историка и писателя Филипа Зиглера стало распространение чумы в средневековой Европе. Автор рассматривает разные аспекты этой страшной эпидемии и ее влияния на общество: «Истоки и природа», «Франция: уровень медицинских знаний», «Германия: флагелланты и преследование евреев», «Лондон: гигиена и средневековый город», «Чума в средневековой деревне», «Количество жертв», «Социальные и экономические последствия», «Образование, сельское хозяйство и архитектура», «Влияние чумы на церковь и сознание людей» (названия глав) и т.д. Зиглер называет свое исследование «попыткой соединить в одном относительно всеобъемлющем, но удобочитаемом тексте свидетельства средневековых хронистов и труд более поздних историков, в частности, огромный поток кандидатских диссертаций, каждая из которых посвящена крохотному аспекту этой необъятной темы».