|
Прощальная книга прозаика, поэта, публициста, политика Эдуарда Лимонова (1943–2020), собранная автором при жизни, но увидевшая свет только в нынешнем году. «Судя по всему, этот десятый сборник стихотворений, если отсчитывать со времени выхода из лагеря, будет последним, – писал Лимонов во вступлении. – А то скоро, кроме меня, никто не будет их понимать, моих стихотворений. Чего-нибудь особенного сказать не могу. Честно видел мир вниз головой. Такой он и есть. Зеленое удостоверение епископа я заслужил. Обратите внимание, что дух мой плавает свободно где хочет, в космосе, в Париже, в Монголии, в местах и временах. Где придется. Поскольку я живу во всех измерениях. Ну что делать…» В стихах «мир вниз головой» предстает, например, так: «Из ботанических садов/ Из грандиозных рощ/ Воспрянет бледен и багров/ Палеоцентный хвощ// Дыханье мертвое земли/ Поглотит корабли/ И от блистательных кают/ Все ручки отпадут…» Редактором-составителем Даниилом Духовским (Дубшиным) сохранены авторская орфография и пунктуация.
|
При всей непохожести у персонажей сборника рассказов прозаика, лауреата премии «Ясная Поляна» и премии «Венец» Союза писателей Москвы, финалиста премий «Большая книга» и «НОС» Евгения Чижова есть нечто общее. А именно – легкость, с которой они готовы пересечь границу бытия и небытия. «Пожатие плеч, улыбка, прощальный взмах руки – уже из-за той черты, за которой и слова, и жесты окончательно лишаются веса». В книгу вошли рассказы «Автостоп-1984», «Сеня», «Крючок», «Алина. Памяти 90-х», «Боль», «Ревность» и «Последний».
|
Для читателей новых поколений будет нелишним ознакомиться с предисловием Алины Дмитриевой, в котором разъясняется, что «Красная звезда» – «старейшая военная газета Ленинградского военного округа и Вооруженных сил РФ», ленинские уголки «стали повсеместно появляться сразу после смерти Ильича. Они пришли на смену красным уголкам – центрам партийной работы на местах. Здесь проводили занятия, выставки и разыгрывали представления». А серия петербургского издательства «Красный матрос» «Кирдык капитализму!» уже 10 лет предназначена для публикации «образчиков «редкоземельных» текстов – раннесоветского интернационального пролетарского фольклора». В мини-пьесе «Умирающий капитализм», проиллюстрированной Михаилом Гавричковым, действующими лицами являются Капитал, Белая гвардия (генерал), Темнота (в рясе) и Красноармеец: «Да, конец буржую ныне/ И покоя нет нигде,/ Скоро класс рабочий скинет/ Путы рабские везде».
|
Писатель, историк, москвовед, постоянный автор «НГ-EL» продолжает путешествия по столице и на этот раз приглашает читателя пройтись по одной из ее самых старинных и известных улиц. По пути встретятся «Прага». Арбатский ресторан «с приветом» (№ 2)» и «Дом «Мастера и Маргариты» (№ 20)», «Дом Геннадия Шпаликова (№ 23)» и «Вахтанговский»: Театр на солнечной стороне (№ 26)», «Дом Юрия Казакова (№ 30)» и «Дом Алексея Лосева (№ 33)» (названия глав)… С каждым из этих и других зданий связана история – и не одна. Впрочем, как предуведомляет автор, эта книга «не только о том давнем времени, когда от карет на Арбате было ни пройти ни проехать. Она и об эпохе нашего детства и молодости. Скажем так, что было еще до «офонарения» Арбата. Так назвал процесс превращения своей любимой улицы в прогулочную «зону» (слово-то какое!) Булат Окуджава».
|
Нарядное иллюстрированное издание посвящено истории сарафана – одного из главных символов русской культуры. «Процесс превращения сарафана в один из главных маркеров национального костюма происходил постепенно, он начался в период правления Екатерины Великой и был непосредственно связан с государственной деятельностью императрицы, направленной на укрепление и рост национального самосознания. Интерес к собственной истории и изучению духовных и материальных ценностей, зародившийся в обществе как следствие проводимой политики, обусловил особое внимание к традиционной одежде». На примере экспонатов Государственного Эрмитажа авторы рассматривают традиционные формы сарафана (туникообразные, круглые, косоклинные и др.) и вариации на сарафанную тему (костюмы Екатерины II, костюмы кормилиц, придворные и современные костюмы). А в качестве практического дополнения художник-реставратор Татьяна Грунина-Шкварок детально, с описаниями последовательности работы и выкройками рассказывает о реконструкции исторической одежды.