|
Александр Генис. Игры в бисер.
– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023. – 320 с.: ил. (Генис: частные случаи). ISBN 978-5-17-159817-4
Как понятно из названия, источником вдохновения при написании этой книги для прозаика, эссеиста, журналиста Александра Гениса стала «Игра в бисер», за которую Герман Гессе в 1946-м получил Нобелевскую премию по литературе. «Его урок мне кажется столь важным, потому что он сумел отстоять литературу от другой войны – Второй мировой. Он провел ее в Швейцарии, которая отчаянно защищала нейтралитет. Гессе делал для своей первой родины что мог: поддерживал оставшихся в Германии друзей и единомышленников, помогал беженцам и хлопотал за них перед властями, оплакивал погибших и замученных, обличал нацизм в речах и письмах. Но при этом он четко отделял гражданскую позицию от писательской. Представим себе разбомбленную Европу того первого послевоенного года. Миллионы отчаявшихся людей, смерть, голод, разруха. И все знают, что в этом виноваты те, на чьем языке написана книга, удостоенная высшей награды. Хотя «Игра в бисер» не упоминает войну, гремевшую за недалекой границей, Гессе помнил о ней, придумывая свою ученую Касталию. Это чистое царство духа, считал он, необходимое условие человеческого существования. Гессе даже в Швейцарии видел, куда привела война Европу. Но и тогда он свято верил в спасительную миссию своей Касталии. Вопреки указанному в книге адресу она расположена не снаружи, а внутри каждого, кто о ней мечтает».
|
Борис Евсеев. Голодная кровь. Рассказы и повесть.
– СПб.: Алетейя, 2023. – 240 с. ISBN 978-5-00165-729-3
Издание включает написанные в 2022–2023 годах рассказы и повесть «Шутовской жезл». Например, новелла «Сухой брод», основанная на свидетельствах очевидцев и личных впечатлениях автора, повествует о событиях в сегодняшней Новороссии и поразительной судьбе молодой женщины, сумевшей прорваться в Россию. «Вкрадчивый, осторожный, исхлестанный утренней булгой и дневными встрясками, навис над буераками, над речкой Кошевой и подкрашенным кровью Днепром, завечеревший Херсон. Горислава с шумом выхаркивала из себя капельки надсады и жути. И тут же яростней впивались в кисти рук и предплечья телефонные провода, туго-натуго притянувшие ее к трехметровому сосновому столбу. Столб начали обтесывать, но бросили. Так и стоял он в переулке, с оголенной любовно верхушкой, а ниже, покрытый корой, на которой сохранились (чувствовала это голой спиной) комочки земли и острые песчинки, ранящие кожу при малейшем движении…»
|
Сергей Бирюков. ТРАНЗиТиВСТиХ.
– М.: Лаврухин, 2023. – 4 с.
Московский художник Александр Лаврухин продолжает выпуск поэтической книжной серии наших современников. Ранее в ней выходили произведения Евгения Лесина (см. «НГ-EL» от 18.05.23), Андрея Щербака-Жукова (см. «НГ-EL» от 25.05.23), Татьяны Щербины (см. «НГ-EL» от 17.08.23), Ива Аксёнова (см. «НГ-EL» от 14.09.23) и других поэтов. На сей раз – вновь в «режиме транспонанса» – Лаврухин издал стихотворение теоретика и практика авангарда, основателя и президента Международной академии зауми Сергея Бирюкова: «…потому что поэзия / трансрациональна / трансперсональна / трансментальна / трансцендентальна…»
|
Александр Воронский. Писатель, книга, читатель.
– М.: Сам Полиграфист, 2023. – 326 с. ISBN 978-5-00227-076-7
В сборник вошли статьи писателя, литературного критика и теоретика искусства, организатора и идеолога литературной группы «Перевал» Александра Воронского (1884–1937) «Леонид Леонов», «Полемические заметки», «Демьян Бедный», «Художественная литература и рабкоры» и др. В 1920-е они печатались в журнале «Красная новь», где Александр Константинович работал редактором. Но, как отмечено во вступительной статье доктора филологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника ИМЛИ Нины Малыгиной, журнал «в наши дни мало доступен читателям. Поэтому внучка Воронского Татьяна Ивановна Исаева вполне своевременно решила напомнить о статьях Воронского, которые публиковались в этом издании».
|
Генри Мэйхью. Жизнь лондонского дна в Викторианскую эпоху. Подлинные истории, рассказанные нищими, ворами и продажными женщинами / Пер. с англ. Л.А. Карповой.
– М.: Центрполиграф, 2023. – 578 с. ISBN 978-5-227-10291-1
Генри Мэйхью (1812–1887) – британский публицист, журналист, драматург, издатель, редактор, который исследовал жизнь бедных классов. Он вместе с помощниками записывал из первых уст истории воров, мошенников, профессиональных нищих и других представителей лондонского дна. Речь идет о «Карманниках и магазинных ворах», «Конокрадах и похитителях собак», «Чеканке фальшивых монет», «Попрошайках по объявлению», «Попрошайках-щеголях», «Иждивенцах нищих» (названия глав) и т.д. Собранный материал стал источником важных сведений для криминалистов, историков, социологов.
комментарии(0)