|
Михаил Любимов. Гуляния с чудесной Алисой.
– М.; СПб.: Т8 Издательские Технологии / Пальмира, 2023. – 276 с.: ил. (Пальмира – Любимов). ISBN 978-5-517-09422-3
Воспоминания и жизненные рассуждения советского разведчика, писателя, постоянного автора «НГ-EL» Михаила Любимова. Если в предыдущей книге «Гуляния с Чеширским котом» спутником автора стал один из персонажей Льюиса Кэрролла, то здесь добавилась другая кэрролловская героиня – Алиса. «Эта девица мне всегда нравилась своей воспитанностью и нравоучительными сентенциями. К тому же она дружила с Чеширским котом и его неотразимой улыбкой. Так почему бы не прогуляться мне с милейшей Алисой по Англии, по другим местам нашего прекрасного мира? Так в путь же по земному шарику, по моей и всей нашей бесконечности, дорогой читатель, с необыкновенной Алисой и неотвязным Котом, не без разведки, пронизывающей мою жизнь. Не обещаю неба в алмазах, но уверен, что не увянешь от скуки».
|
Олег Асиновский. Война с бесом в царстве небесном.
– М.: Русский Гулливер; Центр современной литературы, 2023. – 196 с. ISBN 978-5-91627-288-8
Архаичность как авангардизм, молитва как метафора – все это органично присутствует в поэзии Олега Асиновского, автора книг «Полотно», «Триада», «Плавание». Новая книга сопровождается предисловиями священников Якова Кротова и Сергея Круглова, поэта и прозаика Сергея Ташевского и других. Поэт и литературовед Арсен Мирзаев определяет ее жанр как молитву: «…напряженная личная поэтическая речь – та часть молитвенного диалога, которую человек может как-то зафиксировать знаками и передать сотаиннику-читателю (другую же часть, произносимую Богом, читатель услышит, почует – в строках ли, между – сам)». «Только потомки мы плоти и души своих, Ты и я, – пишет-молится Асиновский. – И бежим себя. И невидимо видимо нас. Ни души. И душа Твоя облекает Тебя в тело Твое. И сама не живет в Нем».
|
Сочинилъ архитекторъ Щусевъ / авт.-сост. Ю.И. Аввакумов, М.В. Евстратова, С.В. Колузаков.
– М.: Бослен, 2023. – 304 c.: ил. ISBN 978-5-91187-420-9.
Щусевскую тему в честь 150-летия архитектора продолжает (о книге Александра Васькина «Алексей Щусев: Архитектор № 1» см. в «НГ-EL» от 21.09.23) альбомное издание, посвященное наименее изученному дореволюционному периоду творчества зодчего. Здесь собраны проекты, эскизы и зарисовки его ранней «храмовой архитектуры», малоизвестные чертежи церкви Святой Троицы в Кугурештах, Мавзолея Ленина и неоклассических часовен. Впервые, как сказано в аннотации, представлены материалы из коллекции архитектурной графики, поступившей во Всероссийский музей декоративного искусства. «Оглядываясь назад на построенное главным советским зодчим, мы прежде всего вспоминаем сказочные мотивы, проявленные в его ранних сооружениях досоветского времени: храм Преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле, церковь Всемилостивейшего Спаса в Натальевке, храм Покрова в Марфо-Мариинской обители… И Мавзолей Ленина, конечно, тоже ведь храм, хотя и языческий. А интерьеры станции метро «Комсомольская» на Кольцевой линии сказочными не назовешь. В масштабе ли дело или в том, что железная дорога, рельсы, платформы, перроны, буфеты сказочным миром не обживаются?» – пишет один из авторов-составителей, художник и архитектор Юрий Аввакумов.
|
Советские двадцатые: Искусство, архитектура, фотография, кино / Алексей Бобриков, Иван Саблин, Андрей Фоменко, Дарина Поликарпова; ред.-сост. А. Фоменко.
– М.: Новое литературное обозрение, 2023. – 144 с.: ил. (Очерки визуальности). ISBN 978-5-4448-2127-5
При всей, казалось бы, изученности советского искусства 1920-х его нередко воспринимают как монолитное эстетическое направление, вдохновленное идеей создания новой социалистической культуры. На самом деле в нем присутствовали и новаторские, и консервативные течения. Авторы знакомят с этим разнообразием, взяв «на себя смелость представить что-то вроде краткого введения в это искусство или, если быть точным, в визуальные практики десятилетия». Так, в первой главе дан обзор основных течений в изобразительном искусстве. Глава вторая посвящена архитектуре, причем рассмотренной «с некоторой пространственно-временной дистанции, а именно из перспективы нью-йоркской выставки 1932 года», где «почти не оказалось советских образцов». Третья глава рассказывает о фотографии, четвертая – о кинематографе.
|
Синклер Маккей. Шифры цивилизации: Коды, секретные послания и тайные знаки в истории человечества / Пер. с англ. Ивана Богданова.
– М.: Альпина Паблишер, 2023. – 416 с. ISBN 978-5-9614-8368-0
Шифры востребованы с давних времен – секретными организациями, военными, разведчиками, скрывающими связь влюбленными… «Шифры всегда идут рука об руку с секретами, а наш мир не может жить без тайн. Принцип не изменился за всю историю человечества – от первых кодов, изобретенных в Древней Греции, до чудес, на которые способны современные квантовые компьютеры. Желающие сохранить свои тайны должны придумывать радикальный способ исказить и переставить слова и буквы так, чтобы враги и оппоненты не смогли их расшифровать». В главах «Шифры древних», «Поэзия шифров» и других британский историк и писатель Синклер Маккей приглашает погрузиться в мир кодов и тайных знаков и почувствовать себя криптографами.
комментарии(0)