|
Девочка на шаре, или Письма из детства: Сборник женской прозы / Сост. Надежда Ажгихина.
– М.: Союз российских писателей, 2023. – 400 с. ISBN 978-5-901511-59-6
Очередной сборник женской прозы, изданный Союзом российских писателей, – проект, взращенный на благодатной почве, а именно на детских воспоминаниях. Правда ли, что женщинам неинтересно писать рассказы о детстве или просто читатели и издатели обходят их своим вниманием? Есть ли в современной женской литературе что-то расширяющее наше представление о мире детства, о понимании девочкой самой себя? Составители попытались ответить на эти вопросы. Тут и нон-фикшен, и фикшен (а порою кажется, что и то и другое слилось в одном флаконе), и краткие зарисовки-эссе, и состоящие из лоскутных главок целые повести о жизни. Как правило, компактная, динамичная и при этом драматичная и поэтическая проза, вскрывающая сладостные и болезненные пласты женской памяти. 54 автора, среди которых Светлана Василенко, Марина Анашкевич, Рада Полищук, Лидия Григорьева, Александра Николаенко, Елена Сафронова, Анна Гедымин. Вошел в книгу и рассказ обозревателя «НГ-EL» Елены Семеновой.
|
Антон Понизовский. Тебя все ждут: Роман.
– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023. – 512 с. (Большая проза). ISBN 978-5-17-155670-9
Антон Понизовский – журналист, прозаик, автор романов «Обращение в слух» (вошел в шорт-листы премий «Книга года» и «Большая книга») и «Принц инкогнито». Герой нового экзистенциального триллера – потомственный, но неудачливый актер Алексей Орлов, который вдруг получает главную роль в художественном телепроекте «Дом Орловых» про любовь в XIX веке: как пелось в одной песне, «балы, красавицы, лакеи, юнкера…» Но, как пелось в другой песне одного иноагента, «все они марионетки в ловких и натруженных руках», а за всем этим лоском скрываются «пустота плюс тщеславие». И в Останкинском телецентре, где проходят съемки, «даже воздух... неживой, неподвижный, пустой, как дистиллированная вода, без вкуса, без запаха. Им нельзя надышаться».
|
Виктор Есипов. Перед мраком.
– М.; СПб.: Нестор-История, 2023. – 148 с. ISBN 978-5-4469-2137-9
Книга стихов литературоведа, пушкиниста, автора множества статей и книг по русской классике, составителя и комментатора ряда посмертных сборников произведений Василия Аксенова и воспоминаний о нем. Перед нами ясная, прозрачная поэзия, мастерская в отношении классической техники, восходящая к Пушкину. Однако темы стихов и лексика изобличают больше человека, нежели филолога. Несмотря на графическую точность деталей и стремление к нарративу (а может, благодаря им), они кажутся легкими, летучими, естественными. Этот прозрачный корпус незримо держит сюжет, куда вплетены элементы биографии поэта, и книга воспринимается как единое целое. Название лишь отчасти связано с известными событиями: в книгу вошли стихи 2020–2021 годов, хотя есть моменты, сходные с пророчествами. «Мы каждый день на волос от беды,/ кто коньяком страхуется, кто водкой –/ войди на Патриаршие пруды,/ где этот сквер с чугунною решеткой./ Тут где-то рядом Аннушка жила,/ о роковом бессмертье не мечтая,/ она не здесь ли масло пролила/на рельсы ныне снятого трамвая?..»
|
Ольга Седакова. О русской словесности. От Александра Пушкина до Юза Алешковского.
– М.: Время, 2023. – 604 с.: ил. ISBN 978-5-00112-231-9
В издании впервые, как упомянуто в аннотации, собрано более 50 статей, лекций и эссе поэта, переводчика, филолога, исследователя культуры Ольги Седаковой, посвященных русской литературе XIX–XX веков. Книга состоит из четырех разделов – о Пушкине, прозе, русской поэзии и современных поэтах. Среди героев – Лев Толстой и Юз Алешковский, Блок и Цветаева, Заболоцкий и Иван Жданов… В предисловии «От автора» сказано: «В общем замысле этой книги нет ничего похожего на «апологию русской литературы»: я думаю, сочинения, о которых здесь идет речь, нуждаются в апологии не больше, чем стихи Горация или проза Диккенса... В мире словесности – и не только русской – счастливое открытие кого-то одного распахивает окна и двери на новое для очень многих, для всех, кто только способен это услышать».
|
Эдвард Слингерленд. Навеселе: Как люди хотели устроить пьянку, а построили цивилизацию / Пер. с англ. Натальи Колпаковой.
– М.: Альпина нон-фикшен, 2023. – 396 с. ISBN 978-5-00139-589-8
Темой исследования психолога-когнитивиста Эдварда Слингерленда стало взаимоотношение человека и одурманивающих веществ. Автор считает, что удовольствия и наслаждения (к которым относится и алкоголь) нужно рассматривать с точки зрения эволюционной необходимости. «Моя главная мысль такова: алкогольное или наркотическое опьянение, любое другое измененное состояние сознания должны были на протяжении эволюции помогать людям выживать и процветать, а культурам – сохраняться и распространяться. Представление об опьянении как об ошибке не может быть верным. Мы напиваемся по очень веским с точки зрения эволюции причинам. Из этого следует, что большая часть того, что мы считали знаниями об опьянении, ошибочна, непоследовательна, неполна или грешит всеми этими недостатками одновременно». И в таком случае алкоголь даже может стать фактором общественного прогресса.
комментарии(0)