0
5083
Газета Пять книг недели Печатная версия

01.02.2023 20:30:00

Пять книг недели

Тэги: вязмитинова, давыдов, полян, сайкс, фюлпмиллер


4-9-11250.jpg

Людмила Вязмитинова. Но живу я: Стихотворения.

– М.: В.К. Пряхин / ТЦ «Среда», 2022. – 32 с. ISBN 978-5-517-04503-4

Эта белая тетрадочка на скрепке, лишенная всякого дизайна, если не считать шрифт названия на обложке, похожа на продукт самиздата. В ней собраны последние стихи Людмилы Вязмитиновой (1950–2021) – поэта, критика, литературоведа, культуртрегера, автора книг «Пространство роста», «Монета», Tempus deliberandi (cовместно с Андреем Цукановым), «Тексты в периодике», «Месяцеслов» (напомним, что «Тексты в периодике» – монументальное аналитическое исследование современной поэзии 1990–2010-х годов). Последние тексты, а порой неоконченные или даже только начатые вещи были найдены ее супругом Андреем Цукановым в ее планшете и без редактуры перенесены на бумагу. Вот и вышло все символично – жизнь не окончена, процесс идет, стихи живут, как бы пишут сами себя, если не словом, то исполненным смысла молчанием: «Добро должно быть с зубами и когтями/ Сказал волк в овечьей шкуре/ Защищая траву от овечьей отары»; «мир состоит из историй// струнами слов построенный».

4-9-12250.jpg

Данила Давыдов. Ненадежный рассказчик: Седьмая книга стихов (написанное до 24 февраля 2022 года) / Предисл. Аллы Горбуновой.

– М.: Новое литературное обозрение, 2022. – 200 с. (Новая поэзия). ISBN 978-5-4448-1860-2

«Все мои любимые поэты – в той или иной степени панки, и Данила Давыдов тоже. Быть панком в поэзии – это делать что-то трикстерское, нестабильное, парадоксальное в зоне языка и смыслов. Новая книга стихов Данилы называется «Ненадежный рассказчик».  В случае Данилы ненадежный рассказчик – это, как мне кажется, рассказчик мерцающий.  Мерцательность как ненадежность может осуществляться на разных уровнях: как нестабильность смысла, дискурса и субъекта, мерцание между иронией и серьезностью, между обыденностью и метафизикой, как постоянная игра с контекстом – колебание смысла между тем, что находится внутри некоего контекста и вовне него», – пишет поэт, прозаик, критик Алла Горбунова в предисловии к новой книге поэта, литературоведа, критика, кандидата филологических наук, лауреата премий «Дебют», «ЛитератуРРентген», «Московский наблюдатель» Данилы Давыдова. «Ненадежный рассказчик» открывается такими строками: «примерно понять, как устроен язык –/ не значит еще знать язык./ точно так же устроено у людей и зверей,/ у минералов и всех иных,/ но мы вот научились жать,/ чтоб не знать слово жать,/ мы научились всех понимать,/ не понимая, как понимать…»

4-9-13250.jpg

Павел Полян. Бабий Яр. Рефлексия.

– М.: Зебра E, 2022. – 606 с.: ил. ISBN 978-5-907486-75-1

Книга составлена историком, доктором географических наук, профессором, председателем Мандельштамовского общества Павлом Поляном, в качестве поэта и филолога выступающим как Павел Нерлер. Издание состоит из двух частей. Первая – поэтическая антология, посвященная Бабьему Яру (но не только) как одной из «столиц» Холокоста. Она включает стихи Ильи Эренбурга, Давида Самойлова, Пауля Целана, Наума Коржавина, Евгения Евтушенко, Павла Нерлера и многих других. Вторая часть – «серия эссе о рецепции «Бабьего Яра» в искусстве: в поэзии и прозе, в музыке, в живописи и скульптуре, в кинематографе и на телевидении, в скульптуре и отчасти в архитектуре».

4-9-14250.jpg

Рене Фюлёп-Миллер. Григорий Распутин. Жизнь и смерть самой загадочной фигуры российской истории / Пер. с фр. В.Е. Климанова.

– М.: Центрполиграф, 2022. – 288 с. ISBN 978-5-9524-5868-0

Австрийско-американским писателем, историком культуры, специалистом в области русской литературы Рене Фюлёпом-Миллером (1891–1963) на основе документальных материалов (полицейских отчетов, писем, записок и т.д.) рассматривается феномен Григория Распутина. Автор «решил написать эту книгу, думая, что нельзя дольше сохранять этот банальный образ шарлатана или святого. Распутин не был ни абсолютно плох, ни исключительно хорош, так же как не был он ни простым развратником, ни святым; это был сильный человек, щедро одаренный природой и вследствие этого подверженный множеству слабостей, короче говоря, человек настолько сложный, что для верного описания его личности необходимо исследовать все «за» и «против» с гораздо более близкого расстояния, чем это делалось до сих пор».

4-9-15250.jpg

Ребекка Рэгг Сайкс. Родня: Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев / Пер. с англ. Ольги Корчевской.

– М.: Альпина нон-фикшн, 2023. – 546 с.: ил. ISBN 978-5-00139-790-8

Британский ученый, специалист по археологии палеолита Ребекка Рэгг Сайкс развенчивает стереотипы о неандертальцах как о лохматых дикарях, бегающих за мамонтами среди вечной мерзлоты. Их «выживание» длилось более 300 тыс. лет (и не только среди тундры и ледников), и за это время они научились многому: «Неандертальцы производили орудия из разных материалов, а не только лишь из камня; они использовали минеральные красители и собирали предметы вроде раковин и орлиных когтей… и, значит, что-то знали об эстетике. Кроме того, неандертальцы оказались разнообразнее, чем мы думали: они не безликие представители одного из видов гоминин, а обитатели мира, размерами и богатством не уступавшего Римской империи».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Предгорье как ощущение предрая

Предгорье как ощущение предрая

Вера Цветкова

Про "КиноБраво", международный фестиваль зрительского кино в Красной Поляне, и не только

0
6672
Фестиваль "Толстой" готовится к 200-летию писателя

Фестиваль "Толстой" готовится к 200-летию писателя

Елизавета Авдошина

Усадьба Ясная поляна как место действия

0
3989

Другие новости