|
Дмитрий Воденников. Бессмертная стрекоза: Эссе.
– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2022. – 512 с. (Уроки чтения). ISBN 978-5-17-150294-2
В новый сборник поэта, прозаика, эссеиста, автора книг «Репейник: Стихи», «Воденников в прозе», «Сны о Чуне» и других, финалиста премий Андрея Белого и «Антибукер», лауреата премии «Книга года – 2019» Дмитрия Воденникова вошли эссе, ранее публиковавшиеся на сайтах и в периодике. В них – переплетение прошлого и настоящего, детских воспоминаний и жизненных наблюдений, голосов поэтов разных эпох… «Время так летит, оставляет за поворотом все, что казалось незыблемым, вечным, жизнь, жизнь оставляет, вот уже и поворот исчез, теперь какая-то новая большая дорога. Но пока есть память, туманные воспоминания, почему бы не подслушать сквозь хрип и шип времени – чужие голоса».
|
– М.: Центрполиграф, 2022. – 350 с. ISBN 978-5-227-10050-4
«Ах умолчу о мамушке моей?..» Чем кормили Пушкина в первые годы жизни», «Карош ли суп?» Лицейские булки, портер и конфеты», «И телятиной холодной трюфли Яра поминать…» Дорожная еда» – в этих и других главах книги автор раскрывает тему «Пушкин и кухня XIX века», рассказывая о деликатесах той эпохи; о гастрономических предпочтениях Александра Сергеевича; о блюдах, воспетых поэтом в стихах и высмеянных им в эпиграммах; о чайных церемониях; о том, что французская водка, на которой делали смородиновую настойку, – это не что иное как коньяк… В книге также приведены кулинарные рецепты.
|
Константин Ковалев-Случевский. Пантелеимон Целитель. Врачевание души и пандемия добра.
– М.: Молодая гвардия, 2022. – 384 с.: ил. (Жизнь замечательных людей; сер. биогр.; вып. 1921). ISBN 978-5-235-04544-6
Икона святого Пантелеимона Целителя (автор использует старинный вариант написания имени Пантелеймон) есть почти в каждом православном храме. Герой книги историка и писателя Константина Ковалева-Случевского на рубеже III–IV веков на основе достижений античной медицины не просто лечил больных, а стремился к их полному исцелению. «Он так же, как и его современники, искал и находил некоторые ответы на вопросы, связанные с пониманием того, что такое здоровье человека, не только телесное, но и духовное, основанное на глубоком познании Бытия. Для нас нынче крайне важны жизнь и опыт человека эпохи Римской империи, с искренними намерениями совершавшего множество добрых деяний, но в итоге незаслуженно признанного виновным в исповедании своей веры. Император, которого он лечил, приговорил его к пыткам. Целитель проявил стойкость и был жестоко казнен, оставшись в памяти людей святым великомучеником».
|
Роман Кржнарик. На 100 лет вперед: Искусство долгосрочного мышления, или Как человечество разучилось думать о будущем / Пер. с англ. Михаила Белоголовского.
– М.: Альпина Паблишер, 2023. – 350 с. ISBN 978-5-9614-8113-6
Будучи убежденным, что современное человечество не думает о будущем, предпочитая удовлетворять сиюминутные потребности, британский философ и социолог Роман Кржнарик предлагает шесть концепций развития долгосрочного мышления, призванного стать основой нового миропорядка. Лейтмотивом книги служит вопрос, сформулированный создателем первой в мире эффективной и безопасной вакцины от полиомиелита Джонасом Солком «Хорошие ли мы предки?». Солк «был уверен, что, унаследовав так много от прошлого, мы обязаны приумножить это наследие и передать его потомкам. Сделать это, по мысли Солка, то есть противостоять глобальным кризисам, таким как уничтожение природы и угроза ядерной войны, можно, лишь радикально сдвинув горизонты нашего мышления в сторону долгосрочной перспективы, выходящей за рамки отпущенного нам срока. Вместо того чтобы мыслить секундами, днями и месяцами, мы должны охватывать десятилетия, века и тысячелетия».
|
Азар Нафиси. Читая «Лолиту» в Тегеране / Пер с англ. Юлии Змеевой.
– М.: Livebook, 2022. – 656 с. ISBN 978-5-907428-53-9
Автобиографический роман дочери мэра Тегерана, которая после учебы в Великобритании и США вернулась на родину преподавать английскую литературу. Но из-за исламской революции обычные занятия превратились в подпольные собрания. «Осенью 1995 года, оставив свой последний преподавательский пост, я решила себя побаловать и исполнить одну мечту. Я выбрала семь своих лучших и самых прилежных студенток и предложила им встречаться у меня дома утром по четвергам и говорить о литературе. Все они были женщинами – преподавать смешанной группе на дому было слишком рискованно, хотя обсуждали мы безобидные художественные произведения. Один студент оказался особенно настойчивым, и хотя мы не пустили его в женскую группу, он отстоял свое право заниматься». Роман переведен на три десятка языков и отмечен французской премией за лучшую иностранную книгу.
комментарии(0)