|
Феликс Азов. Первый год без войны: Повесть.
– Оренбург: Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева, 2021. – 456 с. ISBN 978-5-88788-266-6
Продолжение документальной книги «Далеко от войны» (2019), повествующей о жизни подростков и взрослых в годы Великой Отечественной в оккупации и эвакуации и удостоенной Оренбургской региональной литературной премии им. С.Т. Аксакова. В новой повести действие происходит в послевоенное время: юные герои взрослеют, переживают тяготы быта и приключения и даже участвуют в поисках преступников. В «Обращении к читателю» автор отмечает: «Страницы повести написаны по воспоминаниям моего старшего брата Бориса, его друзей, по рассказам фронтовиков, близких родственников, участников боевых сражений и тружеников тыла во время войны».
|
Георгий Владимирович Иванов: Новые исследования и материалы: 1894–1958: Коллективная монография / Сост. Р.Р. Кожухаров (отв. редактор), И.И. Болычев, С.Р. Федякин.
– М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 2021. – 544 с. SBN 978-5-7060-0165-0
Все, кто учился в Литературном институте или в нем бывал, знают: в этом литературном пространстве, где никому не тесно, все же особое отношение к поэту Георгию Иванову. С тех пор как в 1987 году в располагавшейся тогда на территории литинститутской усадьбы редакции журнала «Знамя» была принята к печати большая подборка стихотворений гонимого при советской власти писателя (№ 3), кафедра новейшей русской литературы под водительством культового для студентов и выпускников преподавателя Владимира Павловича Смирнова стремится всячески поддержать усилия всех, кто трудится над сохранением и изданием наследия Георгия Иванова. В 2011 году Литинститут выпустил коллективную монографию «Георгий Владимирович Иванов: Исследования и материалы». Теперь – ее фактическое продолжение. Книга составлена по материалам состоявшихся в Литературном институте (ноябрь 2019 года) II Международных научно-литературных чтений, посвященных 125-летию со дня рождения Г.В. Иванова. Его творчество представлено в широком историко-литературном контексте: от Осипа Мандельштама и Ивана Шмелева до Марины Палей и Бориса Рыжего. В книгу включены неизвестные письма и произведения писателя, фотографии, связанные с его жизнью. Среди авторов статей и публикаторов – Андрей Арьев, Евгения Иванова, Леонид Кацис, Юрий Орлицкий, Вера Терехина, Евгений Витковский (стенограмма выступления)…
|
Наталия Зазулина. Английский цугцванг для Александра I. Победитель без победы.
– М.: Бослен, 2021. – 480 с. ISBN978-5-91187-383-7
Историк, публицист Наталия Зазулина продолжает изучать события 1801–1815 годов – первой половины царствования императора Александра I. В основу нового исследования легла небольшая книга Зазулиной «Война 1812 года: мифы и реальность» о причинах войны с Наполеоном, за которую автор получила Российскую академическую премию им. митрополита Московского Макария (Булгакова) за 2014 год. Название новой книги Наталия Николаевна объясняет так: «…цугцванг – положение фигур, при котором любой ход одной стороны ведет к ухудшению ее позиции и проигрышу партии. Термин «цугцванг» давно перекочевал из шахмат в политику, политологию и историю, и в этом смысле вся первая половина царствования Александра I как нельзя лучше ему соответствует. Чтобы не сужать названием рамки толкования термина, добавлю, что нашествие Наполеона на Россию – взаимный цугцванг…»
|
Лион Измайлов. Я всех их знал. История моих знакомств, серьезных и не очень.
– М.: Центрполиграф, 2021. – 254 с. ISBN 978-5-227-09528-2
Зарисовки-воспоминания писателя-сатирика Леона Измайлова, героями которых стали Юрий Никулин и Шарль Азнавур, Людмила Гурченко и Олег Табаков, Савелий Крамаров и Муслим Магомаев, Михаил Жванецкий и Александр Мень, Белла Ахмадулина и Андрей Вознесенский и многие другие актеры, литераторы, музыканты, режиссеры... «Подумать только, мне уже 80 лет… и за эти долгие годы на жизненном пути мне повстречалось колоссальное количество людей: веселых и грустных, добрых и не очень, простых и известных. Мне посчастливилось общаться с множеством актеров, режиссеров, политиков, поэтов. С кем-то я был знаком поверхностно, а кто-то был моим другом и соратником», – пишет автор. Вот, скажем, эпизод, связанный с Аркадием Аркановым: «В 1969 году я встретил Арканова в стекольной мастерской на Каляевской. Он нес какое-то стекло в сторону своего дома на Чехова, и я шел за ним только потому, что очень хотелось посмотреть на знаменитого писателя. Конечно, это была не та популярность, какая есть сейчас у людей, раскрученных телевидением. Однако мы, те, кто занимался тогда юмором, все Арканова знали».
|
Карл Шлёгель. Аромат империй «Шанель № 5» и «Красная Москва»; Эпизод русско-французской истории ХХ века / Перевод с нем. Э. Венгеровой.
– М.: Текст, 2021. – 176 с. (Коллекция). ISBN 978-5-7516-1677-9
Легендарному аромату духов «Шанель № 5» в этом году исполнилось 100 лет. Немецкий историк Карл Шлёгель проследил и сравнил историю создания двух парфюмов – французского «Шанель № 5» и советского «Красная Москва». «…Обе марки восходят к одной и той же композиции, составленной в царское время двумя французскими парфюмерами. Один из них, Эрнест Бо, после революции и Гражданской войны вернулся во Францию и сотрудничал с Коко Шанель. Другой, Огюст Мишель, остался в России, участвовал в организации советской парфюмерной промышленности и из «любимого букета императрицы Екатерины II» создал «Красную Москву». Подробности – в главах «Обонятельные ландшафты. «Мадленка» Пруста и историография», «Русские связи Шанель», «Не только «Черный квадрат». Флакон Малевича» и др.
комментарии(0)