|
Евгений Попов. В поисках утраченной духовности: Рассказы, очерки, портреты, случаи, эссе и другие художественные произведения/ послесл. А. Кабакова.
– М.; СПб.: Т8 Издательские Технологии/ Пальмира, 2021. – 492 с. (Пальмира – проза). ISBN 978-5-517-02983-6.
Прозаик, драматург, эссеист Евгений Попов собрал под одной обложкой разножанровые произведения: рассказы (в том числе «Глупый рассказ» и даже «Политизированный рассказ о любви 18+»), очерки, эссе и т.д. Но, как сказано в послесловии его друга и соавтора (за совместную книгу воспоминаний «Аксенов» они стали лауреатами премии «Большая книга») Александра Кабакова (1943–2020), «все сочинения писателя Евгения Попова суть одна народная драма: история о том, как госчудовище Ивана-дурака одолеть пыталось, а Иван-то, не будь дурак, хватил стакан для храбрости, объехал чудовище на кривой козе, да еще и наподдал с тылу – на-ка, возьми меня, я есть простой народ неприкасаемый. Ниже грузчика не назначишь, дальше Сибири не сошлешь, а мы тут и так в Сибири бичуем...».
|
Михаил Гундарин. Солнце всходит и заходит: Жизнь и удивительные приключения Евгения Попова, сибиряка, пьяницы, скандалиста и знаменитого писателя.
– СПб.; М.: RUGRAM_Пальмира, 2021. – 460 с. (Пальмира – проза). ISBN 978-5-517-03473-1
А это книга уже о самом писателе Евгении Попове – «человеке, всю свою жизнь связавшем с литературой, официальной и неофициальной. Он был одним из редакторов-составителей легендарного альманаха «МетрОполь», гонимого прежними властями, ныне стал президентом Русского ПЕН-центра, писательской правозащитной организации, состоящей, пожалуй, из самых лучших литераторов страны. Мало кто знает столько о подлинной сути прошлой и нынешней литературной жизни страны, закономерностях взлетов и падений писательских репутаций», – говорится в авторском предисловии. Помимо главного героя, персонажами стали Василий Шукшин, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Иосиф Бродский, Саша Соколов, Дмитрий Пригов и многие другие, благодаря чему книгу можно считать еще и своего рода учебником по истории отечественной литературы за последние полвека. Подробности – в главах «Почти геолог, почти литератор», «Вне официальной культуры», «Как писать, когда все разрешено» и т.д.
|
Елена Минкина-Тайчер. Время обнимать: роман.
– М.: Время, 2021. – 352 с. (Самое время!). ISBN 978-5-9691-2045-7
В «НГ-EL» от 22.04.21 мы рассказали о дебютном поэтическом сборнике «И лучшие слова навек пребудут с нами…» Елены Минкиной-Тайчер. Однако ее «основной» жанр проза, и еще одно тому подтверждение – семейная сага «Время обнимать», в которой есть место и love-story, и философской драме, а равноправным персонажем наряду с людьми становится город на Неве. «…Воспитывать и учить детей нужно в столице и только в столице! Почему? По всему! Другая среда, другой воздух! Искусство и архитектура не только формируют чувство вкуса, они дисциплинируют, если хотите. Вы не выльете с Аничкова моста ведро с помоями и не станете плевать рядом со скульптурой прекрасной женщины... Решено! Мы переезжаем в Петербург!»
|
Михаил Квадратов. Восьмистрочники: Стихотворения 1986–2020.
– М.: Формаслов, 2021. – 142 с. ISBN 978-5-6045425-2-1
В книгу поэта, прозаика, автора книг стихов «Делирий», романа «Гномья яма» и др. вошли восьмистрочники за период, указанный в названии сборника. Поэзия проста по форме, но сюрреалистична по содержанию. В ней присутствует нечистая сила, хтонические существа. С одной стороны, вспоминается поэтика Федора Сологуба, а если пройти по поэзии XX века, то возникает ассоциация с мирами Юрия Мамлеева, поэзией Владимира Ковенацкого. Вместе с тем в метафорах ощутимо мирочувствование Мандельштама и обэриутский абсурд, преломленный через рок-поэзию 80-х. «ах ты такая неловкая/ не голоси не божись/ сбитою божьей коровкою/ тащится тащится жизнь// не дотянуться до лужицы/ не переплыть не успеть/ легкая легкая кружится/ черным комариком смерть». А вот Дмитрий Быков на задней обложке написал: «Какая-то гомерическая ***. Кем надо быть, чтобы это принимать всерьез?» Что ж, данная фраза многое говорит о литературном мэтре.
|
Борис Альтшулер. Сахаров и власть. «По ту сторону окна». Уроки на настоящее и будущее.
– М.: Омега-Л, 2021. – 544 с. ISBN 978-5-370-04774-9
Издание приурочено к юбилею одного из создателей первой советской водородной бомбы, правозащитника, диссидента, народного депутата СССР, лауреата Нобелевской премии мира, со дня рождения которого 21 мая исполняется 100 лет. «Революции в представлениях о реальности знаменуются приходом гения, идеи которого меняют всю систему общепринятых понятий и, как правило, первоначально не принимаются либо даже встречаются в штыки. Сахаров совершал такие «революции сознания» постоянно, причем добивался трансформации не только сознания, но и самой реальности», – пишет в предисловии лауреат премии имени Андрея Сахарова Борис Альтшулер, работавший с Андреем Дмитриевичем в Физическом институте имени П.Н. Лебедева. Книга представляет собой путеводитель по «Воспоминаниям» самого Сахарова, пошутившего по поводу верхних этажей власти: «Я не на верхнем этаже. Я рядом с верхним этажом – по ту сторону окна». Цитаты из его мемуаров соседствуют с воспоминаниями современников, документальными материалами и т.д.
комментарии(0)