|
Валерий Панюшкин. Девочка, Которая Выжила: Повесть, рассказы.
– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2021. – 352 с. (Актуальный роман). ISBN 978-5-17-136110-5
Сборник прозаика, журналиста, автора книг «Михаил Ходорковский. Узник тишины», «Отцы», «Незаметная вещь» и других Валерия Панюшкина включает повесть, давшую название всей книге, и четыре рассказа – «Безумие», «Зеленый источник», «Скрипка в верблюжьем пледе», «Слепая и Немой». Главный герой повести, 50-летний Елисей Карпин, узнав о самоубийстве 19-летней Нары – лучшей подруги своей дочери-студентки Аглаи, пытается помочь дочери пережить трагедию и разобраться в ее причинах. Кто причастен к гибели Нары? «Группы смерти» в социальных сетях? Или это не суицид на самом деле, а убийство? «…Дети, которые тусуют в суицидальных группах во «ВКонтакте», все погибли после встречи с человеком, у которого ник Мертвая Девочка».
|
Валерий Лобанов. Легкое бремя.
– М.: Волшебный фонарь, 2020. – 104 с. ISBN 978-5-903505-56-2
Характеризуя поэтический мир Валерия Лобанова, редактор отдела поэзии журнала «Новый мир» Павел Крючков в предисловии отмечает его удивительность, утешительность и сказовость: «Сказания, сказы и своего рода сказки перетекают в нем друг в друга, меняют течение речи и мысли, высвечивают и обновляют образы, поворачивают память поэта на неожиданный путь сопряжения слов и событий. Это рубцовское отношение к вещам: подлинность красоты. Правда и точность. Тихо веющий дух». Книга состоит из нескольких разделов – «С неба изобильного», «По ночному пути», «Дорога далека», «В чистом поле» и других. «По реке малоизвестной/ тихо лодочка плывет./ В городской квартирке тесной/ человек простой живет.// Что-то тихо напевает,/ что-то сам себе мычит. В голове его, бывает,/ чудо-музыка звучит ».
|
Михаил Осокин. Intertextus & excursus: Статьи и заметки о литературе XIX–XXI вв.
– М.: Tapir, 2021. – 428 с. (Hapax legomenon; Т. I). ISBN 978-5-600-02846-3
Кандидат филологических наук, автор работ о литературе XVIII века и авангарде 1970-х, журналист Михаил Осокин собрал под одной обложкой статьи и заметки 2000–2020 годов. Как сказано в авторском «Предуведомлении», «это исключения из моей монотематичности, фрагментарные результаты чтения того, что меня в разное время периферически увлекло. Единственное, что объединяет эти заметки, – я не предполагаю ни возвращаться к этим сюжетам, ни развивать или расширять их». Здесь и «Иппология Петра Ершова. Мотив «езды задом наперед» в «Коньке-Горбунке», и «Герои детского соцреализма. Колхозный кобольд Тимофея Белозерова и заяц-коммунист Николая Грибачева», и «Стивен Кинг и Гарри Поттер. К клинической картине литературной клептомании Д.К. Роулинг», и «Мишени Владимира Сорокина. О фильме «Мишень» и одноименном рассказе» и т.д.
|
Туллио Кезич. Мы, создавшие фильм «Сладкая жизнь» / Пер. с ит. Н. Хуциевой.
– СПб.: Аргус СПб, 2021. – 300 с. ISBN 978-5-6045040-2-4
История создания фильма «Сладкая жизнь», который считается вершиной режиссерского мастерства Федерико Феллини, глазами итальянского кинокритика, драматурга, сценариста, актера Туллио Кезича (1928–2009). По признанию автора книги, «Феллини здесь, бесспорно, является главным действующим лицом и предстает в двух своих на первый взгляд несовместимых проявлениях: он – мошенник, шарлатан и Калиостро всего происходящего, но в то же время – глубоко искренний и требовательный прежде всего к самому себе художник. Все остальные исполняют роли его соратников: сценаристы, актеры, съемочная группа, друзья и враги». Книга издана при поддержке творческого объединения «Красный матрос».
|
Алан Корбен. История тишины от эпохи Возрождения до наших дней / Пер. с фр. О. Поляк.
– М.: Текст, 2020. – 144 с. (Краткий курс). ISBN 978-5-7516-1653-3
«Тишина, ты лучшее/ Из всего, что слышал», – считал Борис Пастернак. Французский историк и этнограф Алан Корбен солидарен с нашим классиком в том, что тишина имеет особую ценность, особенно в наше время. Ведь это «не просто отсутствие звуков», но и часть внутреннего мира человека. «Молчание – непременная составляющая подлинно глубоких любовных отношений. Никто, пожалуй, не выразил этого лучше Мориса Метерлинка. Вот что он пишет: «И если вам дано погрузиться на мгновенье в вашу душу до глубин, где обитают ангелы, вы прежде всего вспомните человека, глубоко вами любимого, и вспомните не слова его и не движения, но молчания, пережитые вами вместе, потому что только качество этих молчаний определяет качество вашей любви и ваших душ». Да и в целом проникновение в суть любви, смерти, человеческой судьбы «возможно лишь в безмолвии», в сокровенном пространстве молчания, существующем внутри каждого из нас». Автор книги исследует также «Молчание природы», «Тактику тишины» (названия глав) и другие аспекты «беззвучия».
комментарии(0)