|
Сверхповесть «Зангези» Велимира Хлебникова: Новая текстология. Комментарий. Рецепция. Документы. Исследования. Иллюстрации / Сост. и научн. ред. А. Россомахин.
– М.: Бослен, 2021. – 416 с., ил. ISBN 978-5-91187-358-5
Перед нами первое, как сказано в аннотации, научное издание сверхповести «Зангези» Велимира Хлебникова (1885–1922), приуроченное к 135-летию поэта и прозаика-авангардиста. Главный персонаж этого произведения «нового монтажного жанра», объединившего различные хлебниковские идеи и эксперименты, – пророк и сверхчеловек Зангези, альтер эго автора. В сборнике приведены новая текстология и комментарий; отклики современников и документы, связанные с изданием сверхповести 1922 года; визуальные материалы (афиши, макет, эскизы декораций и костюмов и т.д.) к театральной постановке «Зангези» Владимира Татлина в 1923 году; статьи и исследования Александра Парниса, Рональда Вроона, Райнера Грюбеля, Карлы Соливетти, Ильи Кукуя, Андрея Россомахина.
|
Юлий Гуголев. Волынщик над Арлингтоном: 2019–2020.
– М.: ОГИ, 2020. – 104 с. ISBN 978-5-94282-887-5
Новый сборник московского поэта, сценариста, редактора, телеведущего, выпускника медицинского училища и Литературного института им. Горького, лауреата Большой премии «Московский счет» и премии «Поэзия, автора книг «Командировочные предписания», «Естественный отбор», «252» и др. включает стихотворения прошлого и позапрошлого годов. Гуголевской поэзии свойственны лиричность, балладность – и вместе с тем ирония: «Слышишь? Что это стучит?/ Звуков нет случайных./ Холодильник не урчит./ Не бушует чайник.// Суперлуние грядет./ Опустела личка./ Птичка за окном поет./ Говоришь, синичка?// Что-то ждет нас впереди,/ среди этой заверти.../ Полежали взаперти,/ постоим на паперти.// Помаячим у ворот/ среди прочих нищих./ Кто-нибудь и нам споет/ песенок синичьих…»
|
Александр Васькин. Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой.
– М.: Молодая гвардия, 2021. – 656 c., ил. (Живая история: Повседневная жизнь человечества). ISBN 978-5-235-04417-3
Писатель, историк, краевед, член Союза писателей Москвы, лауреат Горьковской премии, постоянный автор «НГ-EL» остается верен излюбленной москвоведческой теме, на этот раз посвятив книгу главному театру страны – Большому. Это его история длиной в век – от времен Федора Шаляпина (конец XIX столетия) до Майи Плисецкой (конец ХХ века). Автор уделяет внимание репетициям и постановкам спектаклей, гастролям и заработкам артистов, их жилищным и бытовым условиям, интригам, поклонникам и другим деталям театральной жизни. Среди героев книги – Леонид Собинов, Асаф Мессерер, Дмитрий Шостакович, Галина Уланова, Мстислав Ростропович, Елена Образцова, семья Максаковых, Александр Годунов и его жена Людмила Власова, Марис Лиепа… Подробнее обо всем читатели узнают из глав «Иван Семенович меняет профессию: как вылетают из Большого театра», «Веник вместо букета: кто орет с галерки. Поклонники и таланты», «Вовек не увянут советские лавры…», Гастрольный голод» и др.
|
Михаил Бенцианов. Служилые элиты Московского государства. Формирование, статус, интеграция. XV–XVI вв.
– М.: Центрполиграф, 2021. – 254 с. (Новейшие исследования по истории России). ISBN 978-5-227-09147-5
Предметом исследования кандидата исторических наук Михаила Бенецианова стала консолидация местных элит Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в процессе формирования единого Московского государства. Для этого, с одной стороны, требовалось умение центральной власти вписать новые «чужеродные элементы» в сложившуюся служебную систему, с другой – желание самих «элементов» играть по предложенным правилам. «Последнее обстоятельство далеко не всегда имело место. Многие татарские мурзинские (мирзинские) рода на московской службе долгое время осознанно отказывались переходить в православие, которое открывало перед ними возможности карьерного роста и быстрого проникновения в структуру Государева двора. Уезжали (бежали) со службы некоторые иностранцы. В известном деле Петра Фрязина, перешедшего в православие и женившегося в Москве, последний уверял, что «держал его князь великий силою». Вернулись в Европу впоследствии и немцы-опричники Генрих Штаден, Иоганн Таубе, Элерт Крузе, не говоря уже о менее известных лицах».
Александр Ливергант. Пэлем Гренвилл Вудхаус. О пользе оптимизма.
– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2021. – 352 с. (Литературные биографии). ISBN 978-5-17-127515-0
Первая, как гласит издательская аннотация, биография на русском языке Пэлема Гренвилла Вудхауса (1881–1975) – английского писателя, драматурга, юмориста, комедиографа, автора комического цикла романов и рассказов об аристократе Берти Вустере и его камердинере Дживсе. Литературовед, переводчик, главный редактор журнала «Иностранная литература», профессор РГГУ, автор биографий Редьярда Киплинга, Сомерсета Моэма, Оскара Уайльда, Скотта Фицджеральда, Генри Миллера, Грэма Грина, Вирджинии Вулф Александр Ливергант показывает своего героя на фоне общественных, политических, литературных, театральных событий эпохи в главах «Детство – лучше некуда», «Через океан», «Полоса удач», «Вся королевская рать», «Мое сердце во Франции» и т.д.
комментарии(0)