|
Виктория Токарева. Остановись, мгновенье…: Повесть и рассказы.
– СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. – 240 c. ISBN 978-5-389-18540-1
Наверное, только для самого нового читательского поколения надо пояснять, что автор этой книги – прозаик, сценарист, участвовавшая в создании «Джентльменов удачи», «Мимино», «Шла собака по роялю» и других фильмов. Новый сборник, состоящий из повести и четырех рассказов, во многом автобиографичен, как и другие произведения Токаревой. «Меня пригласили на передачу «Судьба человека». Человек – я. Судьба – это характер. А может быть, характер ни при чем, все записано заранее в книге судеб. Так или иначе, пришлось пробежаться памятью по своей жизни. Как гармонист по кнопкам. Пробежаться и послушать звучание. Каково оно? Весело? Грустно? Или просто собачий вальс… Удалась ли мне моя жизнь или все пошло наперекосяк? Чего я добилась? Что сбылось из того, о чем мечтала?» – так начинается повесть «И жизнь, и слезы, и любовь…».
|
– М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 448 с. ISBN 978-5-00169-110-5
Печальный и трогательный роман о том, где взять силы, чтобы пережить потерю; что изменить себя никогда не поздно; что «история человеческой жизни никогда не начинается с начала». К главной героине, ровеснице ХХ века, 104-летней Уне Виткус, каждую субботу приходил 11-летний мальчик-скаут – «насыпать корма в кормушки для птиц, вынести мусор, посвятить шестьдесят минут своего времени уходу за ее хозяйством», а потом послушать рассказы про ее жизнь. Однажды в доме мисс Виткус вместо ребенка появился его отец с горькой вестью: сын внезапно умер. Однако этот «странный умерший мальчик вернул Уне Виткус ее язык, память и забытого брата».
|
Елена Камбурова. Совсем другая песня.
– М.: Русский путь, 2020. – 384 с.: ил. + электрон. опт. диск (CD). ISBN 978-5-85887-527-7
Комические и трагические, лирические и самоироничные воспоминания и гастрольные дневники певицы, народной артистки РФ, основателя и художественного руководителя Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой о своей семье и детстве («Я – гречанка. В детстве я своего греческого происхождения стеснялась – кроме нашей семьи, в маленьком провинциальном украинском городке, где я росла, греков не было»), первых выступлениях на публике, коллегах и учителях, встречах с Фаиной Раневской, Исааком Шварцем, Булатом Окуджавой, Леонидом Енгибаровым, Роланом Быковым и другими знаменитыми современниками. Издание проиллюстрировано фотографиями и документами из личного архива автора (среди них – впервые, как утверждает издательская аннотация, опубликованные автографы и рисунки Раневской) и дополнено аудиодиском с записями избранных песен Камбуровой.
|
– СПб.: Алетейя, 2020. – 478 с. ISBN 978-5-00165-062-1
Третья по счету работа философа, языковеда, журналиста Алексея Нилогова, посвященная антиязыку (ранее увидели свет его монографии «Философия антиязыка» и «Антиязык (по ту сторону философии языка)», поднимает проблему пределов семиотической номинации на естественном человеческом языке. Книга состоит из четырех частей: «Антисловие от Мишеля Фуко», главы «Антислова, антислова, антислова…», «Вещи-не-в-себе» и заключение «Грядет русский антиязык!». Авторская философско-лингвистическая теория балансирует на грани смысла (логика), бессмысленности (нелогика) и безмыслицы (нилогика), обещая читателю встречу с «Семиэтикой», «Апофатическим антиязыком», «Онтологической сатисфакцией», «Солью солипсизма», «Метапраязыком», «Метафизической редукцией», «Надтекстом бессмысленности», «Философогогией» (названия параграфов) и т.п.
|
Юст Юль. Записки датского посланника при Петре Великом. 1709–1711.
– М.: Центрполиграф, 2020. – 448 с. ISBN 978-5-227-09193-2
В 1709-м, в год Полтавской победы, датский морской командор, впоследствии ставший вице-адмиралом, Юст Юль (1664–1715) отправился в Россию в качестве посланника. О своем пребывании там он оставил дневниковые записи, восстановленные по рукописи и переведенные на русский в 1899 году дипломатом и историком Юрием Щербачевым. В своих «Записках…» Юль не только оценивает масштабные исторические фигуры (среди них – Петр Великий, будущая Екатерина Первая и другие) или события, но и подмечает мелкие детали быта, обычаи, обряды и т.д.: «…когда кто-либо попадает в немилость к царю или теряет близкого дорого родственника, он в знак горести отпускает бороду…»; «…в колокола в России никогда и нигде не звонят, а только трезвонят»; «…русские неохотно пьют красное вино, пока имеется какой-либо сорт белого».
комментарии(0)