|
Мишель де Монтень. Путевой дневник. Путешествие Мишеля де Монтеня в Германию и Италию / Пер. с фр. Л. Ефимова.
– СПб.: Редакционно-издательский центр «Культ-информ-пресс», 2020. – 464 с. ISBN 978-5-8392-0778-3
Впервые на русском, как сказано в издательской аннотации, «Путевой дневник», отражающий путешествие писателя, философа эпохи Возрождения, автора всемирно известных «Опытов» по Германии и Италии в 1580–1581 годах: «На балу у болонского дворянина одна женщина принялась танцевать, поставив на голову вазу, полную воды, и, держа ее все время крепко и прямо, сделала много очень смелых движений». Рукопись «Дневника» обнаружена 178 лет спустя после смерти Монтеня, впервые опубликована в 1774 году во Франции. Кстати, связь между данными путевыми заметками (частично написанными самим Монтенем, частично записанными его секретарем) и «Опытами» самая прямая: как пишет в предисловии первый издатель «Путевого дневника» Менье де Керлон, «в главе IX третьей книги «Опытов» Монтень упоминает о своих путешествиях и, в частности, о посещении Рима. Он даже подробно сообщает о римском гражданстве, которое было даровано ему «хранителями римского народа»…».
|
Александр Радашкевич. Реликварий ветров. Избранная лирика.
– СПб.: Алетейя, 2020. – 476 с. (Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы). ISBN 978-5-00165-090-4
Избранная лирика поэта, прозаика, переводчика, эссеиста включает стихотворения из шести сборников – «Оный день», «Ветер созерцаний» и др., написанные начиная с 1970-х. Поэт ощущает себя современником разных эпох, поэтому не случайно в книге так много посвящений – и ныне живущим (Бахыт Кенжеев), и давно и недавно ушедшим (Максимилиан Волошин, Ирина Одоевцева, Сергей Лемешев, Булат Окуджава). «Вам всем, с кем ветру по пути,/ за вальс сердец внемлю:/ кто населяет грудь, кто тьму,/ кто сгинул днесь в пыли./ Всем вам, с кем пел и плыл/ морями грез и зыбких бдений,/ меня из мира молча отпустить/ в мир, что тогда из снов приветил,/ когда по свету всуе куролесил,/ чтоб мир мирами населить».
|
Юрий Яковлев. Штурм Рейхстага online.
– М.: Пятый Рим (ООО «Бестселлер»), 2020. – 352 с. ISBN 978-5-6043328-9-4
Дневник младшего лейтенанта артиллерии, участника штурма Рейхстага Юрия Яковлева (1925–1974), служившего в артполку 150-й Идрицкой стрелковой дивизии. Как пишет в предисловии один из публикаторов, племянник Юрия Александровича Артур Савицкий, «сам автор планировал на базе дневников написать книгу. Теперь его замысел частично реализован. Когда мы погрузились в работу, нас преследовало стойкое ощущение прямой трансляции, ведущейся сквозь время. Особенно это касается берлинских боев». Вот, например, запись из дневника от 1 мая 1945 года: «Перебежками прибежал боец из Рейхстага и сообщил, что в подвале еще немцы и раненые, человек пятьсот. Предложил им сдаться, но там много офицеров, они отклонили. Первым водрузил знамя над Рейхстагом 1-й батальон 674-го полка нашей 150-й дивизии. Это почет. Пошли к Рейхстагу наши танки, но очень медленно…» В приложение вошли воспоминания вдовы Юрия Яковлева Лидии Васильевны – тоже участницы войны.
|
Литературная мастерская. От интервью до рецензии, от лонгрида до подкаста / Сост. А.В. Вдовин, М.А. Кучерская, Н.Н. Калинникова.
– М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 272 с. ISBN 978-5-00169-114-3
В предисловии Майи Кучерской и Алексея Вдовина говорится, что перед нами «первое непереводное учебное пособие по нон-фикшн, написанное лучшими российскими профессионалами», «универсальное высказывание о мире нон-фикшн, с прилагающейся инструкцией по его колонизации». Дмитрий Быков, Дмитрий Данилов, Галина Юзефович и другие критики, писатели, журналисты, филологи, преподаватели школы литературного мастерства Creative Writing School и Высшей школы экономики помогут разобраться в подборе вопросов для интервью, бессмысленности разгромных рецензий и других тонкостях жанров нехудожественной литературы.
|
Стивен Рансимен. Падение Константинополя. Гибель Византийской империи под натиском османов / Пер. с англ. Т.М. Шуликовой.
– М.: Центрполиграф, 2020. – 254 с. ISBN 978-5-9524-5438-5
Исследование британского историка-медиевиста и византиниста посвящено причинам гибели Византии и соответственно триумфа турок; последствиям этого поражения для христианских народов; ходу военных действий и т.д. «Для греков падение Константинополя стало настоящим завершением главы их истории. Великолепная цивилизация Византии уже сыграла свою облагораживающую роль в окружающем мире и теперь умирала сама вместе с умирающим городом. Среди убывающего населения Константинополя накануне его гибели все еще встречалось множество блестящих умов своего времени, людей, взращенных в традициях высокой культуры, уходившей корнями во времена Древней Греции и Рима. Когда же вместе со своим городом пал и император, пришло царство антихриста, и Греция была загнана в подполье, где выживала, как могла». Подробнее – в главах «Император и султан», «Осада начинается» и др.
комментарии(0)