|
Восьмигласие мироздания: В 2 т. Т. 1. Константин Кедров-Челищев. – 312 с.: ил. Т. 2. Елена Кацюба. – 154 с.: ил.– М.: Издательство Российского союза писателей, 2020. ISBN 978-5-4477-3043-7
Двухтомник является итогом многолетнего творчества поэтическо-философского дуэта Константина Кедрова-Челищева и его супруги Елены Кацюбы (1946–2020). Название объясняется авторами так: восемь гласов мироздания – это волновые излучения, которыми пронизана Вселенная, и между звуковыми волнами в поэзии и гармонией мироздания есть неразличимая грань. «Гравитационные волны/ Гравитационные волны/ Мчат благодати вселенской полны/ Ты можешь плакати и рыдати/ Став передатчиком благодати/ А можешь купаться радости полн/ В океане бесплотных волн/ Будь затворник ты и безмолвник/ Этих волн мировых приемник/ Презираемый неудачник/ Светлой радости передатчик…» «Горизонтальная восьмерка – знак бесконечности, – отмечает Кедров, – а церковное восьмигласие есть бесконечность вертикальная, уносящая ввысь. Середина же этой звуковой восьмерки в человеческом горле».
|
Дмитрий Гвоздецкий. Фосгеновое облако.– М.: Личный взгляд (Московский союз литераторов). – 100 с. ISBN 978-5-6043226-1-1
Нечасто мы отмечаем в данной рубрике первую книгу автора, но, думается, молодой московский поэт Дмитрий Гвоздецкий этого заслуживает. Он успел «отладить» характерную поэтику, в которой ориентируется на Ивана Ахметьева, Александра Макарова-Кроткова и Германа Лукомникова, а точнее, на их лаконизм, игру слов, парадоксальные столкновения смыслов, звучащие обрывы и пустоты. Однако это – школа, а поэтика все же собственная: характер ее мизантропичен, до краев насыщен иронией в наблюдении за собой и миром, и, кажется, именно эта мрачноватая ирония становится той самой «спичкой», которая, вспыхнув, освещает затемненные углы сознания: «меня так усердно опекали/ что я спекся»; «самый большой в мире// музей минимализма», «человеку нужен человек// чтобы было на кого наплевать»; «смотри не оглохни// от моего молчания».
|
Марина Степнова. Сад: Роман.– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. – 412 с. (Марина Степнова: странные женщины). ISBN 978-5-17-118995-2
Автор романов «Женщины Лазаря», «Хирург», «Безбожный переулок», сборника «Где-то под Гроссето», лауреат премии «Большая книга» Марина Степнова перенесла действие новой книги в XIX век: у княжеской четы Борятинских, нарушая их практически идеальный семейный уклад, рождается нежданная дочь. «Поздняя беременность перечеркивала всё – и разом. Она была непростительна, словно публичная оплошность. Светской женщине после сорока лет надлежало заниматься благотворительностью, а не любовью. При этом порядочный мужчина в любых годах мог позволить себе иметь любое количество детей – как законных, так и нет. Sic. Борятинская разрушила этот стройный и понятный мир. Сама разрушила». Девочка Туся (Наташа) с детства отличается независимостью, живя по принципу «Суди людей не по сословию, не по достатку, не по намерениям или помыслам. А только по их поступкам», что в условиях окружающего ее мира несвободы и условностей практически немыслимо.
|
Руй Кардозу Мартинш. «Я, может быть, очень был бы рад умереть» / Пер. с порт. М. Мазняк.– СПб.: Алетейя, 2020. – 244 с. ISBN 978-5-00165-088-1
В дебютном романе португальского журналиста и сценариста смешались разные жанры: это и роман-путешествие, и роман воспитания, и авантюрный роман, и подростковая литература. Произведение Мартинша посвящено такой мрачной теме, как суицид. Главный герой – молодой человек по кличке Штырь, он же Скелетон, он же Чел-Тянучка из португальской провинции размышляет об этом, а окружающие его люди самоубийства совершают:«– Эй, я его знаю, он могильщик.– Могильщик сам покончил с собой?!Такое местечко, что даже могильщик совершает самоубийство».Название книги отсылает к роману Достоевского: в «Преступлении и наказании» фраза «Я, может быть, очень был бы рад умереть», только со знаком вопроса, принадлежит Раскольникову.
|
Александр Марков. Теории современного искусства.– М.: РИПОЛ классик, 2020. – 238 с. (ЛекцииPRO). ISBN 978-5-386-13750-2
Благодаря курсу лекций доктора филологических наук, профессора РГГУ можно лучше понять и современное искусство в его разнообразных проявлениях и направлениях, и обосновывающие его теории. «…Данный курс лекций – не о том, как какой современный теоретик «учит об искусстве». Он о том, что независимо от предмета современной теории, даже если это самый необычный и «запутанный» предмет, она позволяет оказаться там, где искусство только и обретает свою силу...» – сказано в авторском предисловии. Подробности – в главах-лекциях «Что такое «теория», что такое «современное», что такое «искусство»?», «Как теории запустили современный художественный процесс» и др.
комментарии(0)