|
Михаил Бойко. Вся правда о…: Философские фасцинации.
– М.: Арт Хаус Медиа, 2020. – 108 с. ISBN 978-5-6043434-7-0
Литературный критик и алгософ, бывший сотрудник «НГ-EL» Михаил Бойко дебютировал в новом уникальном жанре философских фасцинаций, или завораживающих мини-рассказов и эссе сюрреалистической, фантастической, экзистенциальной направленности. Некоторые из них публиковались здесь (см. «НГ-EL» от 05.09.19, «НГ-EL» от 14.11.19, «НГ-EL» от 26.02.20), на страницах нашей газеты. Философ и культуролог, разработчик теории о боли и страдании, исследователь феномена Ничто в сознании и литературе, Бойко, переметнувшись в область художественного слова, все так же жадно вцепляется в подсознательное и психопатологическое, подвергая сомнению не только устоявшиеся смыслы, но и саму реальность. «У нас нет никакого способа отличить Вселенную, возникшую 15 млрд лет назад, от Вселенной, сотворенной мгновение (секунду, век, столетие и т.д.) назад. Это невозможно для существа, изучающего Вселенную изнутри. Это возможно лишь для Трансцендентного Существа, разглядывающего Вселенную извне. То есть для Бога, если допустить, что Тот существует».
|
Керен Климовски. Время говорить: Роман.
– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. – 446 с. (Роман поколения). ISBN 978-5-17-127284-5
«Роман взросления о людях бескомпромиссных, даже – беспощадных. Но – переполненных любовью», – таков отзыв Дины Рубиной о новом произведении прозаика, поэта, драматурга, переводчика Керен Климовски. Время и место действия – Израиль на стыке 1990-х – 2000-х. Главной героине Мишке («Родители выпендрились и назвали меня Мишель, и теперь многие спрашивают: «Вы французы?», то есть евреи из Франции…») в начале повествования 12 лет, в конце – 16. Эти четыре года вместили развод мамы, детской писательницы, с папой, профессором русской литературы, и другие драматические события, которые приводят к тому, что для Мишель наступает ее «время говорить»: «…и это замечательно, когда у тебя – время говорить и ты говоришь, пусть без слов, когда у тебя «время говорить», а тебе есть что сказать».
|
Каринэ Арутюнова. Мой друг Бенджамен.
– Киев: Наири, 2020. – 84 с. ISBN 978-617-7314-65-2
Книга художницы и прозаика, лауреата ряда литературных премий Каринэ Арутюновой проиллюстрирована автором. Монологи таксы по имени Бенджамен и голос автора сменяют друг друга, впуская читателя в своеобразный мир с внезапными, порой курьезными, порой философскими откровениями и открытиями, в которых роль неизменного «голоса за кадром» выполняют рисунки Арутюновой. Жанр, в котором текст и иллюстрация выступают на равных. «Я стоял на краю мира, и мне казалось, я тоже часть его, со всем, что есть во мне прекрасного, – ушами, лапами, хвостом, и мир тоже был рад мне. Я подходил к людям, нюхал их ноги, слушал голоса – конечно, порой они бывают раздражающе грубыми, лишенными той утонченной недосказанности, которую я сразу ощущаю, приблизившись к родной душе. Больше всего мне нравятся эти маленькие люди, у них такие нежные пугливые ладони, я безропотно даю себя гладить и опускаю голову в знак не то что бы повиновения, скорее благоволения».
|
Кирилл Бабаев. Венец моды и традиции. Головные уборы народов мира.
– М.: РИПОЛ классик, 2020. – 192 с. ISBN 978-5-386-13659-8
Социокультурное исследование посвящено головным уборам народов разных стран – шляпкам, цилиндрам, кокошникам, тюрбанам и т.д. Головной убор – не просто деталь костюма: «В нем сосредоточено все, что может выразить человек своим внешним видом: этническая и религиозная принадлежность, статус в обществе и уровень достатка, семейное положение и возраст, а часто и профессия, даже целая биография. По одежке встречают людей во всем мире, но головной убор всегда служил своего рода визитной карточкой этой одежки . В этом смысле вполне можно согласиться с философией африканского народа йоруба (Нигерия), считающего, что голова – бог тела, а головной убор – дом этого бога». В книге рассказывается об истории уборов, материалах, из которых они делаются, и многом другом.
|
Сергей Ступин. Искусство и пределы человеческого. Опыт экзистенциального искусствознания.
– М.: СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. – 256 с. (Humanitas). ISBN 978-5-98712-047-7
Что такое боль, страх смерти, любовь, свобода, созидание?.. Универсальными экзистенциальными вопросами мучились не только философы, но и художники, скульпторы, поэты, писатели, режиссеры. Ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Сергей Ступин исследует природу тревоги, любознательности, творчества, любовного томления на пестрейшем материале человеческого искусства. Как сказано во введении, «предлагаемая книга ставит вопрос и о возможном самостоятельном исследовательском направлении – экзистенциальном искусствознании, предметом которого выступают многообразные способы репрезентации экзистенциальных смыслов в искусстве». Причем изучается все – и о спонтанности/условности подобных слияний, и о языковых/изобразительных средствах, и о природе/генезисе «экзистенциального фермента» в том или ином произведении. В общем, есть над чем подумать.
комментарии(0)