Полина Барскова. Седьмая щелочь: тексты и судьбы блокадных поэтов.
– СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. – 224 с. ISBN 978-5-89059-383-2
«Николай Тихонов и Геннадий Гор, Ольга Берггольц и Татьяна Гнедич, Павел Зальцман и Сергей Рудаков, Зинаида Шишова и Наталья Крандиевская: блокада (или блокады?) в их стихах так несхожа, что, кажется, ее пишут существа разных социальных и биологических видов. Восемь поэтов, восемь поэтических оптик нацелены на общую ситуацию: за несколько месяцев одного года в городе от голода в холоде и тьме умирает около миллиона человек», – пишет поэт, филолог, исследователь ленинградской блокадной культуры Полина Барскова. На примере вышеперечисленных поэтов – известных и практически забытых – она исследует, как «каждый из них, даже наиболее вовлеченные в задачи пропаганды, искали язык, который бы утолял боль жертвы истории и запечатлевал историю...». Название книге дало стихотворение Крандиевской: «Этот год нас омыл, как седьмая щелочь,/ О которой мы, помнишь, когда-то читали?/ Оттого нас и радует каждая мелочь…»
Пьер Мак Орлан. Набережная Туманов. В 2 кн. / Пер. с франц. Изд. подгот. Э.Н. Шевякова, А.А. Сабашникова, Е.В. Баевская, Я.С. Линкова, Н.С. Мавлевич, Т.М. Петухов.
– М.: Ладомир, Наука, 2020. Кн. I. – 672 с. Кн. II. – 344 с. илл. (Литературные памятники / РАН) ISBN 978-5-86218-578-2 ISBN 978-5-86218-591-1 (Кн. II)
В двухтомнике французского писателя, художника, военного корреспондента, ветерана Первой мировой войны Пьера Мак Орлана (1882–1970) собраны лучшие произведения, специально переведенные ведущими отечественными переводчиками и снабженные комментариями. Название изданию дал роман «Набережная туманов» – центральное в творчестве Орлана произведение, по которому снят одноименный фильм с Жаном Габеном и Мишель Морган. В двухтомник также вошли романы «Якорь милосердия», «Шальной» и другие. Некоторые сюжеты Орлана стали предтечами для книг других писателей ХХ века: повесть «Зверь торжествующий» предвосхитила оруэлловский «Скотный двор», повесть «Негр Леонард и мэтр Иоганн Мюллен» – «Мастера и Маргариту» Булгакова.
|
Роман Фандо. Народные университеты Российской империи: от популяризации к организации науки.
– М.: Янус-К, 2020. – 344 с. ISBN 978-5-8037-0796-7
Монография кандидата биологических наук, ученого секретаря Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН Романа Фандо продолжает его предыдущую работу – «Университет им. А.Л. Шанявского на фоне смены эпох». Этот исследовательский проект надо рассматривать как полноценный академический двухтомник. Сегодня при словах «народный университет» у кого-то в памяти всплывет дополнение – марксизм-ленинизм. У людей, интересующихся историей России, – Народный университет Шанявского, созданный в начале ХХ века. Но от книги об Университете Шанявского новая отличается существенно. Фактически впервые в систематическом виде представлена история самого движения народных университетов в России: Нижегородский, Томский народные университеты, Народный университет им. Лутугина (Петроград). Не менее интересно проследить, как традиции Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского проросли в советской высшей школе и в эмиграции.
|
Концепт-явление «собственность» в общественной структуре западноевропейского Средневековья / Отв. ред. Н.А. Хачатурян.
– СПб.: Алетейя, 2020. – 398 с. (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 162. Сер. II: Исторические исследования, 101). ISBN 978-5-0 0165-132-1
Публикация новых материалов по вопросам собственности в контексте общественной структуры западноевропейского Средневековья подтверждает интерес отечественных медиевистов к социально-экономической истории. «Параметры новой философии и исследовательских методик, в контексте которых во второй половине XX столетия шел процесс обновления исторического знания в отечественной науке, радикально изменили видение и эпистемологию средневековой духовной жизни. Они же, обеспечив наиболее убедительные условия для преодоления схематизма и бинарности в исследовательском поиске, объясняют возрождение интереса и новые подходы к социально-экономической истории», – отмечает доктор исторических наук, профессор МГУ Нина Хачатурян. В книге шесть разделов: «Собственность и земельные держания в средневековом городе», «Корпоративная собственность в ремесле» и др.
|
Екатерина Кубрякова. Зазеркалье Петербурга. Путешествие в историю.
– М.: Центрполиграф, 2020. – 256 с. (Все о Санкт-Петербурге). ISBN 978-5-9524-5356-2
Лауреат Анциферовской премии (ею отмечают современные работы по истории Петербурга) за свой интернет-блог «Голоса из окон» Екатерина Кубрякова написала книгу о Северной столице на основе цитат из классики и мемуаров, дополненных информацией и авторскми рассуждениями: «...где-то здесь, в параллельной петербургской реальности, проходит другая жизнь… За вашим столиком в кафе сидит перед дуэлью Пушкин...» Среди памятных мест, по которым приглашает прогуляться автор, – дом княгини Голицыной (в нем Германн пытался узнать тайну трех карт), дом Шиля (последнее петербургское пристанище молодого Достоевского) и другие здания.
комментарии(0)