Сергей Ильин. Витте. – М.: Молодая гвардия, 2006, 512 с. (Жизнь замечат. людей). ISBN 5-235-02785-X
Политик, финансист, инициатор винной монополии и второй крестьянской реформы, позднее получившей наименование «Столыпинской», автор золотовалютной реформы и дипломат, заключивший мирный и выгодный для России договор с Японией после проигранной войны 1904–1905 годов, Сергей Юльевич Витте (1849–1915) 35 лет провел на госслужбе. В биографии С.Ю.Витте московский историк, профессор Сергей Ильин обильно цитирует исторические документы, поскольку именно в них и сохранился подлинный дух эпохи: «Часов в одиннадцать Витте вышел из зала совещания; он был красен и улыбался. Остановившись посреди комнаты, он взволнованным голосом сказал: «Ну, господа, мир, поздравляю, японцы уступили во всем». Слова эти прорвали плотину светских условностей...»
Карл Микаэль Бельман. Послания Фредмана. Песни Фредмана / Пер. с шведского И.Ивановского. – СПб.: Наука, 2006, 374 с. ISBN 5-02-028559-5
Академическое издание великого шведского поэта Карла Микаэля Бельмана (1740 –1795) осуществляется впервые. Оно включает 147 посланий и песен. Преобладают алкогольная и эротическая тематика. Вот, например, «Песня № 10, сочиненная во время попойки»: «То ли я с ума сошел,/ То ли собутыльник./ Мне земля – как будто пол,/ Солнце – мой светильник./ Я не вспомню ни о ком,/ Шел бы вечер кувырком». И так далее в том же духе. А вот эротическое, на библейский сюжет, про добродетельную Сусанну: «Жарко ночью меж простыней,/ И нагишом не лежится./ Освежиться,/ Освежиться/ Захотелось ей». Но и этот сюжет заканчивается попойкой и нетрезвыми возгласами: «Без помехи,/ Без помехи/ Будем пить вино». К изданию приложены ноты. Ведь Карл Бельман не просто писал песни, но и охотно исполнял их на похоронах и свадьбах. Веселый был человек.
Игорь П. Смирнов. Генезис. Философские очерки по социокультурной начинательности. – СПб.: Алетейя, 2006, 288 с. ISBN 5-89329-868-3
Причиной мысли является смерть. Мысль развивается из страха конечности. Всякое мышление в своих основах есть мышление о смерти. Даже думая «о начале», мы думаем «о конце», просто с другой его стороны. Бесконечность – это предмет «мистики», иначе говоря – веры. Однако профессор Смирнов не религиозный деятель. Он мыслитель – и обречен говорить о смерти. С помощью привычных и ставших уже родными интеллектуальному читателю понятий («символический обмен», «интертекст», «мимесис») он пытается продраться «к царству Божию», то есть к жизни. Но для этого ему, как Эдипу, приходится разгадать три загадки: что такое философия, история и политика?
Марина Жежеленко, Борис Рогинский. Мир Альфреда Хичкока. – М.: Новое литературное обозрение, 2006, 288 с. ISBN 5-86793-454-3
Фильмы Хичкока вызывают ассоциации самые мрачные: страх, депрессия, хаос... Разумеется, по зрелищности и спецэффектам они уступают нынешним навороченным фильмам ужасов и триллерам. Техника не стоит на месте. Бюджеты тоже растут. А вот по силе воздействия Хичкока не переплюнули до сих пор. В первой части книги питерский кинокритик Жежеленко рассказывает биографию режиссера, дает портрет эпохи, описывает контекст. Во второй части питерский же эссеист Рогинский подробно разбирает ленты Хичкока «39 ступеней» (1935) и «Головокружение» (1958). Издание обильно проиллюстрировано и снабжено фильмографией.
Гуманитарные проблемы современной цивилизации: IV Международные Лихачевские научные чтения, 26–27 мая 2006 года. – СПб.: СПбГУП, 2006, 384 с. ISBN 5-7621-0297-1
Материалы научных чтений, приуроченных к 100-летию академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. В чтениях принимали участие писатель Д.Гранин, академики М.Пиотровский и А.Гусейнов и др. Разброс тем очень широкий. От моральных до экономических проблем. От экологии до средств массовой информации. С экскурсами в филологию, историю и религоведение. Ведь Лихачев не ограничивал свои штудии гуманитарной сферой. Его интересовала цивилизация как таковая во всех ее проявлениях.