Дэвид и Шэрон не любят давать частные уроки.
Фото предоставлено Yoga Journal
В Москве прошла первая конференция Yoga Journal – специального издания для всех, кто увлекается и практикует йогу. А таких людей в нашей стране не так уж мало. Конференция продолжалась три дня, с 17 по 19 октября, в выставочном центре «Крокус Экспо». Ведущие мастера йоги читали лекции и проводили мастер-классы – не бесплатно, разумеется, хотя и не так дорого (трехдневный абонемент, к примеру, стоил 12 тыс. руб.). Но настоящих поклонников йоги это не смущает. В конце концов, они знают, за что платят. Почетными гостями конференции были Дэвид Лайф и Шэрон Геннон – создатели популярной в Америке школы дживамукти-йоги, которая, как они заявляют, должна помочь людям избавиться от своих привязанностей и страданий. В перерыве между медитациями корреспондент «НГ» задал преподавателям дживамукти-йоги несколько вопросов.
– Как давно вы начали практиковать йогу и как давно вы ее преподаете?
Шэрон Геннон. Сами мы занимаемся йогой около сорока лет, а преподавать начали в 1984 году.
Дэвид Лайф. Но это только в нынешней жизни. Возможно, в ста предыдущих мы тоже занимались йогой, только сейчас мы этого уже не помним.
– Скажите, пожалуйста, у вас были какие-нибудь известные ученики? Я слышал, что вы обучали йоге Гордона Самнера, более известного как Стинг?
Шэрон. Ученики? Кристи Тарлингтон, супермодель. Майк Ди из Beasty Boys. Рассел Симмонс. Уильям Дефо. Мадонна. Дайан Китон. Продолжать? Список длинный...
Дэвид. Мы живем в Нью-Йорке, а там много известных людей. Стинг и его жена Труди Стайлер занимались и сейчас иногда занимаются йогой у нас.
Шэрон. Мы открываем множество центров по всему миру, и Стинг часто приезжает туда, поет свои песни, оказывает нам разнообразную поддержку.
– А как давно вы обучали йоге Мадонну? Я знаю, что она довольно долго занимается совсем другой практикой – каббалой...
Мадонна сохраняет свою блестящую физическую форму благодаря регулярным занятиям йогой. Фото Reuters |
Шэрон. Мы не любим давать частные уроки. Она однажды пришла в наш центр – это было около восьми лет назад, когда она жила в Нью-Йорке, а сейчас она живет в Лондоне. Иногда мы встречаемся на каких-то общих мероприятиях или когда приезжаем в гости к Стингу с супругой.
– Почему, как вы думаете, люди в больших городах, и особенно в таких мегаполисах, как Москва, увлекаются йогой?
Шэрон. Йоги отрицают саму идею эксплуатации природы и животных. Сейчас наше общество урбанистично. Эксплуатируя природу и животных, мы достигли такого состояния, что находимся на грани вымирания. Йога важна для людей, поскольку она учит нас жить в гармонии с природой, а это, к сожалению, мы забыли.
– Действительно ли те, кто приходит к вам на занятия, так озабочены экологическими проблемами?
Дэвид. Не особенно в это верится. Сейчас у нас на дворе Кали-юга – темный век, время разрушения. Но я надеюсь, что мы с вами еще доживем до золотого века.
– Вы оптимисты?
Шэрон. Да.
Дэвид. Скорее, мы в равной степени оптимисты и пессимисты. Это такое буддийское миросозерцание.
– А по вероисповеданию вы кто? Буддисты, шиваиты, шактисты?
Дэвид. Вы знаете, йога – это духовная, а не религиозная практика. Что касается религий, то мы все их уважаем, но ни одну из них не исповедуем. Мы любим всех, кто к нам приходит.
– Вы первый раз в России? Каковы впечатления?
Шэрон. Да, мы здесь в первый раз. Правда, мы успели увидеть только этот зал и наш отель. Но мы можем сказать, что те люди, которые пришли к нам на занятия йогой здесь, в Москве, очень серьезно и ответственно подходят к этому делу.
– А сколько у вас было здесь учеников?
Шэрон. На каждом занятии собиралось около ста человек.
– Вы этим довольны?
Дэвид. Это хорошее начало.
Шэрон. В Америке на такие конференции по йоге приходят от ста до двухсот человек, так что можно сказать, что все хорошо.
– Скажите, пожалуйста, а что лично для вас значит йога? Я понимаю, что это сложно сформулировать, но, может, вы попытаетесь ответить в нескольких словах?
Дэвид. Йога – это ощущение счастья, легкости. Это ощущение того, что ты никому ничего не обязан. Ты не должен ни перед кем преклоняться. Йога обучает веганизму (строгому вегетарианству), что способствует хорошему отношению к людям, к природе, к живым существам.
– В массовом сознании сложилось мнение, что восточные духовные практики часто связаны с употреблением наркотических веществ – расширителей сознания. Что вы можете сказать по этому поводу? Разрешает ли йога подобные вещи?
Дэвид. Я больше обеспокоен злоупотреблением разрешенными фармацевтическими препаратами, алкоголем, сигаретами. Это действительно большая проблема.
Шэрон. В нашем мозгу есть рецепторы, которые возбуждаются при поступлении в организм героина или кокаина. Но эти рецепторы счастья могут работать и без наркотиков, вызывающих привыкание. Йога – отличный способ заставить их работать безо всяких побочных эффектов. И быть счастливым.
– Многие любители йоги приводят на эти занятия своих детей. А с какого возраста ребенок может заниматься йогой?
Шэрон. Здесь нет каких-то определенных правил. Но если родители принуждают детей к занятиям, то это неправильно. К йоге человек должен прийти сам, почувствовав такое желание, а не потому, что ему сказали, что для него это будет лучше. Поэтому йога, наверное, это не для всех. Не все хотят быть счастливыми.
– Как правило, люди приходят к подобным практикам либо через книги, либо через личный опыт общения с практикующими. Что вы можете сказать о себе?
Шэрон. Что касается меня, то в моей практике было и то, и другое.
Дэвид. Наверное, главное – найти учителя, с которым у вас будут хорошие отношения. Такое общение не идет в сравнение ни с какой книгой.
Шэрон. И люди собираются здесь, потому что хотят этого общения. Сейчас как раз начинается занятие, и нам пора идти.
– Спасибо за интервью.
Дэвид и Шэрон. Всего доброго.