0
1288
Газета Фигуры и лица Интернет-версия

06.06.2008 00:00:00

Непрактикующий архитектор

Тэги: москва, биеннале, архитектура, жилье


Первая Московская биеннале архитектуры в ЦДХ – событие мирового уровня. Приехали лучшие специалисты, создатели крупнейших городов мира. Это отличная площадка для обмена опытом и хорошее место для рождения новых идей. Куратор московского архитектурного форума – голландский издатель Барт Голдхорн давно хочет привлечь к массовому жилью внимание крупнейших архитекторов мира. Кажется, благодаря Московской биеннале ему это наконец удалось.

– Девиз биеннале: «Как жить». Тема – массовое жилье. Кто автор всего этого?

– Я. Потому что я из Голландии, где давняя традиция строительства массового и, главное, качественного жилья. Я долго наблюдал за опытом, накопленным в России по строительству панельного типового жилья, и он, конечно, своеобразный┘ (Улыбается.) Раньше в нем был смысл, но после исчезновения социализма понятие «качество» в бытовой и социальной жизни претерпело много изменений. Российский потребитель хочет жить так же, как в Европе, тем более что он платит за свое жилье больше, чем в Европе. А имеет низкокачественную квартиру. Это неправильно. Значит, надо что-то менять. Сейчас появилась возможность это сделать. Потому что у людей есть деньги┘ Бессмысленно удешевлять строительство – надо переводить его в иное качество.

– А не думаете ли вы, что как только появится приличное жилье, спроектированное хорошими архитектором, цена на него вырастет непропорционально его себестоимости и качественный быт вновь окажется недоступным для горожан.

– Это уже вопрос конкуренции. Я как архитектор не могу давать точных прогнозов. Мы надеемся, что лучшего качества удастся добиться, сохранив прежние цены.

Каждый, кто имеет в Москве квартиру, накопил огромный капитал. Что это за капитал? Жилплощадь. Он может ее продать, получив 300–400 тысяч долларов. Этого вполне хватит на более качественное жилье, которое, я надеюсь, скоро появится в Москве. У человека всегда есть мечта жить уютно, комфортно. И если предложить ему такую возможность, вряд ли он от нее откажется.

– Но у нас пока люди предпочитают покупать то, что дешевле.

– К сожалению, культура и желание жить в качественном доме – это пока не всем нужно. Но я считаю, что есть какие-то общечеловеческие ценности, которые слишком очевидны: понятно, что человек предпочтет такую комнату, в которой окна будут выходить на красивую улицу, а не на мусорную свалку. Понятно, что каждому удобнее иметь маленький холл, небольшую кладовку. Иначе говоря, сегодня уже невозможно отрицать, что есть вещи более удобные для жизни и менее. Россияне же не инопланетяне?

– Нет, не инопланетяне, но у нас очень специфические представления о жизни, основанные на очень специфических постсоветских традициях.

– Скажите, разве панельный дом – это традиционный русский дом? Это все насильственно было привязано к человеку советской системой. Сейчас все изменилось, и мы можем прививать людям другой вкус. Русский народ меняется, и меняются его представления о своем доме. Цивилизация очень заразительная вещь, согласитесь? Жить комфортно, красиво и удобно нравится всем. Не существует вечных культурных факторов. Вам разве не хочется иметь такой же домик, какой имеют многие голландцы?

– Еще как хочется!

– Должен сказать, новый тип российских домов будет отличаться от европейских. Скажем, палисадник, как в Голландии, построить не удастся. Почему? Потому что очень трудно представить, что русский человек сможет сидеть в садике, на который будут смотреть люди из других домов. Поэтому проблема первого этажа – огромная проблема, и как его решат российские архитекторы – это вопрос!

– Можно ли изменить облик Москвы? Сделать его более интересным, более современным?

– Существующий город менять не очень просто. Есть новые районы, они ужасно устарели, потому что застраиваются панельными, некомфортабельными домами. Давайте сначала перестанем строить такие районы, а уж потом будем думать о новом облике столицы. Впрочем, из-за сложной ситуации с недвижимостью и землей, думаю, мы бессильны что-либо изменить в архитектурном образе Москвы.

– Дом должен быть красивым, а потом уже удобным, или наоборот?

– Это невозможно разделить. Мое мнение: дом должен быть хорошо придуман и хорошо спроектирован. Я считаю, что архитектура – это не вопрос фасада. Это гораздо более глубокие вещи. Если думать о том, как будет нарисован фасад, тогда зачем нужен архитектор? Фасад может нарисовать художник! Но проект удобного жилья от этого лучше не будет. Мы хотим, чтобы повысилось прежде всего качество бытовой жизни, а оно зависит от внутреннего проекта дома.

– Как бы вы отнеслись к тому, чтобы наша архитектура вернулась к неким традициям. Скажем, вместо голландского домика аккуратная одноэтажная изба?

– Это то, что надо! Традиция – сильное чувство внутри каждого народа, и его надо воспринимать всерьез. Если в России кухня – главное пространство, в котором любят бывать все члены семьи и их гости, замечательно! Нужно сделать кухню центром квартиры. И исходя из этого проектировать новое жилье.

– Когда впервые оказываешься внутри постройки XVI века, например, просто удивляешься: как среди этих «кривых», высоких и узких палат можно было жить?

– Да, тогда была другая социальная жизнь. Есть теория о развитии коридора. Раньше же коридора не было вообще. Все комнаты переходили одна в другую. Не было идеи о приватности и не было идеи приватного жилья. Они появились параллельно. Семьи жили в соседних комнатах, а комнаты были, как анфилады. Даже в апартаментах королей комнаты просто переходили друг в друга. У людей не возникало мысли, что хорошо бы отделиться и не мешать друг другу. В XIX веке появились коридоры. Это случилось в период развития буржуазного общества и соответственно бурного распространения в социуме буржуазных ценностей.

– Мне показалось, что многие проекты, показанные на биеннале, эксплуатируют завоевания конструктивизма.

– И в Европе то же самое. Конструктивистские идеи оказали огромное влияние на городскую среду и до сих пор влияют на замыслы архитекторов.

Вообще должен сказать, что в России архитекторов мало. В шесть раз меньше, чем в Голландии, и в 16 раз меньше, чем в Германии. Это сказывается на качестве. Если осударство хочет иметь качественное жилье, нужно увеличить количество профессионалов, которые будут его проектировать. 90% россиян сейчас живут в панельных типовых домах. Как изменить ситуацию? Просто. Надо начинать с увеличения количества архитекторов.

– Нравится ли вам Красная площадь?

– До революции это была торговая площадь, было бы хорошо, если бы там вновь открылся рынок. Это было бы исторически справедливо. И красиво.

– А куда же деть президента? Возле Белого дома может быть рынок?

– Ну┘ Белый дом – это Белый дом.

– А Кремль – это Кремль.

– Я не русский человек. Мне трудно судить о том, как правильно жить среди памятников московской архитектуры. Но в советское время ваша власть очень любила большие репрезентативные площади и пустые места. Иначе говоря, власть любила пустоту. Даже облисполкомы в провинциальных городах стояли в окружении пустоты. Пустота своего рода архитектурный образ вашей власти.

– Вам это нравится или нет?

– Трудно сказать┘

– А Кремль как архитектурное сооружение вам нравится?

– Затрудняюсь ответить. Знаете, почему я не стал архитектором? Во время учебы в институте я рисовал и проектировал все в очень разных стилях: там был и модернизм, и классицизм. Мне все безумно интересно! Поэтому один из моих преподавателей сказал: «Я не думаю, что ты будешь архитектором». И он был прав, потому что понял: я не могу выбрать что-то одно, мне интересно абсолютно все! Я очень люблю современную архитектуру и замки, старые города и новые. Мне нравится архитектура Филиппова – это яркий представитель «бумажной архитектуры» и Евгений Асс. Мне нравится все!

– И Заха Хадид?

– Хадид мне не так близка, я предпочитаю архитекторов, которые любят и используют более простые формы. Формы Хадид очень возбужденные! Зачем на это тратить усилия и деньги? Формализм мне не близок. Форма ради формы – глупость. Всегда должно быть какое-то обоснование в архитектурном построении. Обоснование с точки зрения жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
338
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
341
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
278
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
180

Другие новости