0
1050
Газета Фигуры и лица Интернет-версия

28.03.2008 00:00:00

Красавицы и чудовища

Тэги: режиссер, фильм, история


– Обычно герои любовных историй красивы и харизматичны. Единственный фильм, где авторы позволили себе отклониться от заданной схемы, – это «Шрек». Там оба главных героя подчеркнуто некрасивы. Почему нет других прецедентов?

– В своем фильме «Железнодорожный роман» я попробовал занять Доминика Пиньона, которого нельзя назвать секс-символом и нельзя назвать одним из самых привлекательных мужчин на свете. И тем не менее он работал, и это было интересно и мне, и зрителю. Но вы правы, в кино есть такой недостаток – на главные роли выбираются актеры, которые красивы. Нам очень хочется идентифицировать себя с ними, нам слишком хочется увидеть себя красивыми.

– В одном из интервью вы сказали, что не любите красивые лица и вам скучна красота в ее классическом проявлении. Так почему же вы не рискнете изменить в своих фильмах стандарты красоты, расширить их ныне существующие границы?

– Я беру на себя этот риск – и это одна из тем фильма «Железнодорожный роман». Человек, который изначально некрасив и непривлекателен и даже отвратителен, постепенно становится прекрасным, совершая красивые поступки. Весь фильм я доказываю: в очень некрасивого человека можно влюбиться только за то, что он делает. Внешняя красота – это хорошо в течение пяти минут. Для знакомства. А дальше – надо делать что-то настоящее┘

– В «Железнодорожном романе» вы реализуете классическую схему: красавица и чудовище. А если оба героя – и мужчина, и женщина – некрасивы, неужели это совсем непригодно для искусства?

– Если два человека абсолютно некрасивы – в этом нет достаточной интриги. Для того чтобы получилась интрига, то есть осуществлялось бы движение сюжета, должен быть зазор между персонажами. Почему работает схема: «красавица и чудовище»? Или, наоборот, «красавец и уродина»? Потому что если у нас будет роман двух полных уродов, то с самого начала у зрителя будет ощущение, что это совершенно естественно, ведь никто другой на них бы и не покусился? Кому они еще нужны? Как внутри этой схемы показать, что красота – это совсем не то, что создано в Голливуде? В том-то и дело, что, только узнавая человека, мы можем открыть в нем прекрасные черты, и только благодаря одновременному присутствию в кадре красавицы и чудовища мы начинаем сравнивать «прекрасное» и «безобразное». В итоге мы убеждаемся, что хороший и глубокий человек – вот что такое красота. Все остальное – миловидность, формальная привлекательность┘

– Значит, неестественность, некий сюжетный зазор – главное условие вашего киноискусства? И оно важнее, чем правда, о которой вы говорите и которую вы называете основой вашего творчества?

– Истина и ложь – сложные вещи. Их соотношение – очень тонкая штука. В фильме все друг другу врут, но ложь – важнейший путь для достижения истины, ибо, только отбрасывая одну ложь за другой, пытаясь ее преодолеть, мы можем дойти до истины.

– Насколько я знаю, вы дружны с выдающимся театральным режиссером Арианой Мнушкиной и даже снимали с ней фильм? А вам никогда не хотелось написать пьесу или поставить спектакль?

– Кино и театр – два совершенно разных вида искусства. Театр – это тоже искусство, связанное с актерами. Но театр – это искусство реального времени. Диалог в театре длится столько же, сколько диалог длится в жизни. А кино – искусство более компрессионное, сжимающее жизнь до нескольких самых важных кадров. Мне необходим крупный план. Мне необходимы глаза актера. Я не готов работать на таком расстоянии, которое предполагает театр. Я люблю театр, но это совершенно другая условность, другой градус игры, другое приближение к актерской правде. Я был продюсером фильма Арианы Мнушкиной «Мольер», я помог ей снять его. Но это все, что я сделал. Потому что мне важно и нужно только то, что происходит лишь один раз на съемочной площадке. Золотое сечение в искусстве: актер сказал правду своими глазами. И сказал ее единожды, другой такой правды уже не может быть. Я не готов работать там, где актеры из вечера в вечер повторяют одну и ту же историю любви с одними и теми же потрясениями и провалами. Мне нужна уникальность.

– Раз вы не соглашаетесь на повторяемость, которую дает театр, как же вы соглашаетесь на то, что из картины в картину вы повторяете один и тот же сюжет о «мужчине и женщине»? Может быть, стоит несколько разнообразить то, чем вы постоянно занимаетесь, изменить привычной схеме – «мужчина и женщина» – и пойти к другим сюжетным «дебрям» в поисках уникальности?

– Это не совсем та же повторяемость. Можно, конечно, если вы хотите совсем прижать меня к стенке, сказать, что я всю свою жизнь только и делаю, что снимаю один и тот же фильм, и снял его уже 41 раз, когда-то более удачно, когда-то менее.

– Я не хочу прижимать вас к стенке.

– (Улыбается.) Тогда я скажу так: мне кажется, что человечество интересуется одной и той же вечной историей – историей поиска любви, отношением мужчины и женщины. И каждый раз, затрагивая тему, которая продолжает волновать нас всех, которая продолжает оставаться главной в наших беседах и в нашей жизни, я пытаюсь зайти чуть дальше и узнать об этой истории чуть больше. Вот в этом «чуть больше» – моя новизна, моя уникальность и мое понимание правды жизни.

– Вы не жалеете, что уже сняли продолжение своего главного фильма «Мужчина и женщина»? Может быть, стоило чуть подождать? Может быть, сегодня, в 2008 году, получилось бы лучше, чем в 1986-м?

– Мне трудно ответить на этот вопрос. Может быть┘ Послушайте, а может быть, вам сразу признаться мне, что вы ненавидите мои фильмы?

– Ни в коем случае! Все равно наоборот!

– (Надевает очки, рассматривает меня, молчит.) Когда я начинаю снимать фильм, я никогда не думаю, почему я его снимаю именно сейчас, а не потом. Просто во мне возникает совершенно неотложная потребность броситься к камере и начать работать! Я не могу остановиться, я не успеваю проанализировать: зачем, ну зачем я снимаю этот сюжет?! Просто он родился и мне надо его рассказать! Надо рассказать эту историю – вот так растет фильм. А думать, правильно ли я сделал, что снял «Двадцать лет спустя», или надо было подождать? Нет. Это не для меня. Невозможно думать, анализировать и одновременно снимать свои фильмы.

– У нас в России принято считать, что художник постоянно рефлектирует, мучится сначала над своим замыслом, потом над созданием произведения. Потом над его последствиями. Критика требует от режиссера скрупулезного анализа собственного творчества, страданий, терзаний и угрызений совести. Мы – страдающая нация, и у нас сложные отношения с духовными ценностями.

– (Смеется.) Ну, что мне делать?! Ну, так уж счастливо складывается моя жизнь: я живу, я переживаю две счастливые любовные истории. У меня два счастливых романа одновременно. Я влюблен в жизнь – и пользуюсь взаимностью. Я люблю кино – и пользуюсь взаимностью: кино тоже любит меня! Я изменяю жизни с кинематографом. Я изменяю кинематографу с жизнью! Я снимаю фильм, после чего с тем же аппетитом продолжаю жить. Я очень любопытный человек! Я веселый человек. Я люблю шутки. Я люблю жить, потому что все в жизни меня забавляет! Все люди, которых я встречаю, кажутся мне ужасно любопытными! Я выслушиваю от них разные истории, и мне тут же хочется их отразить на экране. Я снял 41 фильм. И если вы честно меня спросите и даже если будете меня пытать, как я все это снял, – я не отвечу. Я не знаю, как я их снял?! У меня само получилось. Просто мне это было интересно. Мне было весело! Я снимал фильмы – и это давало мне силы работать! Я любил жизнь – и это давало мне силы узнавать о жизни что-то новое. Я до сих пор не умер, потому что снимаю кино. Кино дает мне силы, поэтому я и дальше собираюсь жить, любить и снимать. Да, да, еще снимать┘Что же я могу с собой сделать? Я бросаюсь в каждый свой кинопроект, как в любовную историю. Как в новый роман. Бросаюсь с головой и забываю обо всем! Представьте себе – я пережил 41 роман?! А что происходит, когда от любви теряешь голову, – либо величайшее благословение, либо страшное наказание. Так что за свои фильмы я получал либо большие награды, либо синяки и шишки. Никогда не знаешь, куда приведет новый роман, к какому финалу?!

– 41 роман – это много или мало?

– (Смеется.) Для меня маловато будет┘

– В одном интервью вы сказали: «Единственный человек, на которого в жизни можно положиться, – ты сам». Значит ли это, что вы разочаровались в жизни?

– Нельзя сказать, что я разочаровался. Меня многие разочаровывали, многие подводили. Меня предавали очень близкие мне люди┘ И это случалось достаточно часто. Да и я изменял кому-то из близких. Что же делать, раз так устроена жизнь?! И что же делать, раз жизнь состоит из таких испытаний и разочарований? Но я никогда не выходил из них ожесточенным или убитым. Мне казалось, что испытания меня скорее укрепляли и заставляли двигаться вперед.

Мир так несчастен, потому что люди все время считают, что они слабее, некрасивее, чем на самом деле. Это мир лжи. Чем хороши деньги и вещи? Когда вы видите купюру в 5 евро, никто не заставит вас поверить в то, что это 50 евро. Это то, что есть на самом деле. С людьми нам очень не хватает такой проницательности. Люди иногда выглядят на 50 евро при реальной стоимости в ноль.

– Последний вопрос. Скажите, пожалуйста, ну за что французы так любят Елисейские Поля?

– Парижане никогда туда не ходят. Это место для туристов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1233
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3101
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2201
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1759

Другие новости