0
1668
Газета Фигуры и лица Интернет-версия

29.02.2008 00:00:00

Концепция личности от Хосе Мария Кано

Тэги: личность, газета, художник, искусство


Испанский художник Хосе Мария Кано в России впервые. Художник не читает по-русски. Но местные газеты его привлекли. Перед выставкой в галерее «Риджина» на Винзаводе он совершил прогулку по Красной площади, а после вернисажа отправился отмечать свой день рождения в одном из московских ресторанов.

– Каким образом известный и успешный музыкант вдруг стал художником и заинтересовался газетной эстетикой? Ведь первоисточником портретов, которые вы берете для своих восковых полотен, являются газеты?

– Понятие художника уникально. Оно шире, чем мы привыкли думать. Искусство – это не всегда только то, что вы видите на поверхности. Такова моя концепция. В древности понятие художника имело отношение к разным сферам человеческой деятельности. Быть художником означало умение работать в разных направлениях. Сегодня мы живем в мире узких специализаций, но в то же время современное искусство предлагает абсолютно новые способы выражения. Кто-то сказал: «До тех пор, пока я делаю то, что мне нравится, мне все равно, как другие это называют».

– Должно ли, на ваш взгляд, искусство быть политизированным? Считаете ли вы себя политизированным? Почему вас интересуют богатые и знаменитые люди, которые возникают на ваших портретах? На мой взгляд, в этом есть что-то древнее. Художника привлекают личности, обладающие силой, властью, деньгами. И вот они превращаются в огромные восковые портреты, которые, с одной стороны, выражают их слабость, эфемерность, а с другой стороны – монументальность.

– На самом деле меня не очень привлекают богатые люди. Гораздо больше меня интересует мой сын и сексуальные женщины. Тем не менее я должен признать, что теми людьми, которых я изображаю, интересуются газеты и телевидение. Искусство – это передний край общества, и общество двигается за искусством. Это не значит, что искусство влияет на общество и что художник умнее, чем общество. Просто художник понимает, что он все делает быстрее, и, таким образом, предвидит то, что социум сделает в ближайшем будущем. В этом особом кругу я хочу быть не простым священником, а самим Папой. Я считаю, что занимаю правильное место в правильное время, имеющее отношение к будущему. Думаю, что в таком отношении нет ничего особенного. Это то, что я воспринимаю из таких источников, как радио, газеты и телевидение. Тот вопрос, который вы задали мне, я хотел бы адресовать вам как представителю СМИ. Как художник я не в состоянии ответить на эти вопросы, я способен их только затронуть. Когда я создаю свои работы, то надеюсь, что они сами ответят на них.

– Ваше творчество действительно отвечает на многие вопросы. Если же вопрос адресован мне, то я скажу так. Олигархи и политики, вокруг которых концентрируются новости, вызывают повышенный интерес у публики. Среди тех, кто пришел на вашу выставку, были люди, которые не знают вас как художника и не знают галерею «Риджина». Они просто услышали: «О, восковой портрет Михаила Прохорова, Владимира Путина или Дмитрия Медведева! Их сделал какой-то испанец. Надо на это обязательно посмотреть!». Просто есть люди, которые в процессе истории вынесены на поверхность событий. От нас с вами их отличает качество энергии, которая является основой их личности. Просто им суждено в этой жизни нести в себе силу, притягивающую деньги, власть. То, как с этим быть, как распорядиться, они решают сами, и это их ответственность. Но они не виноваты в своей силе. Просто так случилось. Попадая в газеты, они перестают быть собой, они становятся знаками. Ваш герой – не есть человек. Он, если можно так выразиться, «увеличен» до знака. Это – знак, который можно изобразить в восковых пикселях, нарисовать на холсте. Человек за ним уже почти не стоит. Это лишь многотонные массы информации и разговоров, которые с ними связаны.

– Вы сказали, что эти люди не виноваты, и в этом вы правы. И если вы скажете, что они еще и невинны, то опять же вы будете правы. Дело в том, что наше общество создает определенные структуры. В этом идея моей выставки. На самом деле я мог бы изобразить других людей – не политиков и не бизнесменов. Но я понимаю, что именно они есть структура нашего общества. Они ее определяют. И отражают ее наиболее ярко – они же. Образы моих картин сходят с фотографий, которые сопровождают газетную статью. Это очень маленькая картинка, и она совершенно не отражает эмоциональное состояние этого человека, особенности его характера. И для издателя газеты совершенно неважно, будет ли это фотография Джорджа Буша или Усамы бен Ладена. Для них важно показать улыбающегося человека в формальной обстановке. Фотография сопровождает статью, которая несет в себе сухую информацию, которая опять же не передает эмоции. Ее можно охарактеризовать как двухмерную – черно-белую. Это можно назвать правдой факта.

– Газетной правдой┘

– У меня, кстати, есть еще серия «Контртенора», где я изображаю, как человек поет (поет очень высоким голосом).

– Потрясающе, это называется контртенор, когда мужчина поет женским сопрано. Вы их рисуете тоже?

– Да. Та вот, я о газетной правде. Правда остается правдой до тех пор, пока ее кто-нибудь не скажет. Это было моей концепцией, когда я создавал эту серию. Таким образом, я беру небольшие черно-белые фотографии, состоящие из пикселей. Я их оживляю, придаю объем. Я стараюсь вдохнуть в их глаза жизнь. Если вы посмотрите на эти десять портретов, то увидите, что каждый из них – особенный и глаза несут определенные эмоции. У меня есть ироническая концепция создания портретов. Я беру личность, которая появляется в газете и ассоциируется с определенными фактами, преподносимыми как правда. Я действую методом от обратного, то есть возвращаюсь обратно к личности, к начальному объекту информации. Я преподношу свою правду. Речь идет об относительности понятия. Есть правда общества, правда газет, есть моя личная правда и правда человека, изображенного на картине.

– Я слышала, вы собираетесь сделать несколько проектов с российскими газетами. Что именно вас вдохновляет?

– Я люблю контрасты и люблю Россию. Мне очень интересна идея работы с газетой «Ведомости», которая выходит на такой же бумаге, как и The Financial Times. Это розовая бумага, но при этом буквы, которые на ней напечатаны, абсолютно не ассоциируются с западной концепцией.

– А с чем они, по-вашему, ассоциируются, ведь вы не читаете по-русски?

– С вашим коммунистическим прошлым. Розовая западная бумага и коммунистические буквы. Это меня вдохновляет. (Смеется.)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1387
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3279
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2365
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1897

Другие новости