0
1323
Газета Фигуры и лица Интернет-версия

15.02.2008 00:00:00

Неистовая ирония

Тэги: бегбедер, литература


бегбедер, литература Бегбедер исследует новые незримые формы власти.
Фото предоставлено издательством Grasset.

– Понравилась ли вам экранизация «99 франков»?

– Фильм получился откровенный, прямо-таки неистовый в своей иронии; в нем много удивительных зрительных эффектов, его язвительный юмор весьма точный. Он «заряжен таким же сильным негодованием, что и мой роман. На мой взгляд, экранизация удалась; по содержанию она очень близка к книге, за исключением порнографических сцен – в противном случае фильм был бы запрещен для просмотра несовершеннолетним.

– Вы говорили, что хотите сами снять фильм по другому вашему роману – «Любовь живет три года».

– Вот уже несколько месяцев я работаю над сценарием. Это будет комедия: мне нравится рассказывать о важном в юмористических нотах. Работать довольно сложно: суметь раскрыть трудноуловимые тонкости такой, в сущности, статичной и банальной истории, как утрата иллюзий в любви, и не дать зрителю соскучиться; как сценаристу, мне нужно постоянно создавать новые события.

– Любите ли вы русское кино?

– Я не очень хорошо его знаю. Мне понравился «Такси блюз» Лунгина, а недавно я видел удивительную ленту Сокурова «Александра». Но особенно меня поразил фильм Михалкова «Утомленные солнцем», где так четко показана затаившаяся «освещенная солнцем» жестокость.

– Вы говорите о себе как о сатирике, но при этом во многом идентифицируетесь с главным героем, Октавом Паранго, который, в сущности, является отрицательным персонажем. Вы не ощущаете, что происходит у вас как бы некое раздвоение? Ведь границы авторской оценки добра и зла напрочь размыты.

– Жанр моих романов – автосатира, я сам себя высмеиваю. Мои герои подобны мне: это, несмотря на их материальное благополучие, потерявшиеся в жизни люди; я также исследую новые незримые формы власти: засилье рекламы, телевидения.

Если в классической литературе даже весьма мрачные персонажи, будь то Раскольников у Достоевского или Бардамю у Селина, находили так или иначе путь к добру, к внутреннему воскрешению, то в современной литературе все гораздо сложнее. В наше время большинство людей утратило нравственные ценности: нет больше ни идеалов, ни социальных утопий, ни веры в Бога. Нашими ориентирами стали чувственные удовольствия: роскошь, наркотики, секс. Люди сами не знают, чего они хотят.

– Вы часто говорите о вашей любви к Достоевскому. Чем он вам так близок?

– Многие его герои смело противостоят своим бедам и одновременно сами их создают. Меня также восхищает точность и скрупулезность в описаниях этого писателя. Или это необыкновенная игра ритмом в изложении событий, с которым описано первое появление Сонечки. В «Идеаль» я также попытался играть ритмом: пространные описания домов, городских пейзажей и интерьеров сменяются событиями-вспышками; этому я научился у Достоевского.

– Какие страницы в «Идеаль» наиболее удались?

– Мне особенно нравятся те куски, где я говорю устами женщин: там и бывшая супруга Октава, и его мама. Но поскольку я описываю здесь близких мне людей, я часто выдаю себя. А еще мне было очень интересно представить себя четырнадцатилетней девушкой Леной и писать ее блог. Но и тут я немного пишу от себя.

– И критики, и читатели упрекают вас в повторяемости сюжетов ваших романов. Что вы на это скажете?

– Мою фамилию можно было бы перевести как «заика»; может, я просто оправдываю свою фамилию?

Многие писатели просто-напросто одержимы одним и тем же сюжетом. Вот у Уельбека одна постоянная тема: персонаж, который старается, чтобы его полюбили. Я считаю, что интересный сюжет достоин многократного изучения. Каждый последующий роман – это более глубокое погружение в ту же наболевшую тематику. Как если бы один и тот же гвоздь забивали все глубже и глубже. Но в «Идеаль» развиваются и новые темы: отцовство, мистическая проблематика, что такое принадлежность к мужскому полу.

– Почему ваши романы так страшно заканчиваются?

– Я просто не знаю, как закончить. Конечно же, я иду по пути наименьшего сопротивления, когда присобачиваю этакие апокалиптические концовки, но что поделать?

– Почему вас так любят в России?

– Меня самого это удивляет: наверное, здесь какое-то недоразумение. Я думаю, что главная причина – это совпадение по времени: в 2001 году, когда вышли мои «99 франков», с падения режима прошло 10 лет, и русские осознали сполна, насколько трудно жить при капитализме, иначе говоря, как трудно быть свободным. Они стали понимать, что чтобы преуспеть, необходимо бороться; чтобы заполучить самую шикарную машину, придется раздавить своих соседей. Кроме того, мне кажется, что русским нравится черный юмор, с каким я описываю гнусный мир олигархов.

– Ваши романы обличают общество потребления и диктатуру консюмеризма, а сами вы недавно работали манекенщиком для рекламной кампании французского универмага Галери Лафает (Galeries Lafayette). Не противоречива ли такая позиция?

– Многое, о чем я пишу, происходит потом со мной в реальности. Сочинил роман о манекенщицах – и сам стал манекенщиком. А если бы написал о торговцах наркотиками – то, кто знает, наверное, и сам бы им заделался. Заметьте, на этом рекламном плакате мужского отдела Галери Лафает меня сняли с обнаженным торсом, сильно заретушированным (на самом деле я совсем не мускулист). Но в руках я держу книгу французского философа Бодрийяра, который был главным обличителем цивилизации консюмеризма. Таким образом, это одновременно и реклама, и ее обличение. Кстати, большую часть денег за эту работу я отдал ассоциации по борьбе с засильем рекламы. Эта история раскрывается, как русская многоликая матрешка.

– Поскольку в ваших романах так много личного, позволю себе несколько нескромный вопрос: в «Идеаль» есть очень реалистическое и подробное описание косметической операции по «приклеиванию ушей», которую перенес герой. Вы рассказываете о вашем личном опыте?

– Да, когда я был маленьким, у меня торчали уши, меня дразнили и я очень от этого мучился. Я долго уговаривал маму, чтобы мне сделали операцию. Мне было тогда 13 лет. И я рассказал об этом, чтобы показать, что от тирании красоты сегодня страдают не только женщины, но и мужчины.

– Какие ваши предпочтения в одежде?

– Я очень часто одеваюсь во все черное, сам не знаю, почему; наверное, у меня просто-напросто не достает воображения. Хотя недавно я стал иногда носить и галстук – с возрастом я постепенно начинаю превращаться в буржуазного обывателя.

Я уделяю мало внимания своей одежде и не люблю ходить по магазинам; я нашел выход из положения, покупая одежду класса люкс: она всегда удобна и элегантна. Вот сейчас на мне пиджак от Dior и ботинки от Gucci. Кроме того, добротная дорогая одежда служит мне как бы прибежищем, когда у меня тревожные настроения. Или вот мой кашемировый свитер, если я его поглажу, он действует на меня прямо как средство против депрессии.

– Какие духи вы предпочитаете?

– Envie for man от Gucci. Я ничего не понимаю в их составе, но знаю одно: если нанесу эти духи, я пользуюсь большим успехом у женщин. Может, и не на сто процентов, как мсье Гренуй у Зюскинда, но всякий раз кто-нибудь из девушек да скажет: «Как ты хорошо пахнешь, так и хочется тебя обнять».

– А какие женские духи вас привлекают?

– Мне нравится Chance от Chanel, его особенно любят москвички. А еще Obsession от Calvin Klein. На женщинах мне особенно нравятся сильные, опьяняющие духи, они особенно хороши в холодную зимнюю погоду. А сами женщины их не любят, находят эти запахи слишком терпкими.

– Вы – отец восьмилетней Хлои и, как все, озабочены ее воспитанием. Сознаете ли вы, что ваша довольно-таки скандальная репутация может тлетворно отразиться на воспитании Хлои?

– Моя репутация повесы и прожигателя жизни вряд ли скажется негативно на ее воспитании, поскольку я ее как могу подготавливаю к реальной жизни и учу распознавать, что хорошо, а что плохо. Недавно мы праздновали день рождения моей подружки, дело происходило на дискотеке, и я взял с собой туда Хлою. Ей там очень понравилось: она танцевала в зале со взрослыми, потом был именинный пирог со свечами. Но она, конечно же, не осталась на празднике всю ночь – через несколько часов я отвез ее домой спать. По-моему, самое важное в воспитании детей – это привить им правила вежливости, научить их жить, уважая окружающих.

– Как вы думаете, откуда получаются такие девушки, как Пэрис Хилтон и Ксения Собчак?

– Ксению я совсем не знаю, но хорошо знаком с Пэрис Хилтон. Она вовсе не такова, какой ее представляет попсовая пресса. Она умна, у нее тонкое чувство юмора. В американском реалити-шоу Simple life, где участвовали знаменитости, живущие на ферме без водопровода, Пэрис очень хорошо проявила себя, и вовсе не как надменная эгоистка.

– Но все же что формирует таких людей: семья или общество?

– Без сомнения, семья. Мне довелось ужинать с родителями Пэрис, они до сих пор ее слепо обожают. Сразу видно, что они ни в чем ей никогда не отказывали и поэтому она выросла такой избалованной. Но почему вы меня так настойчиво о ней спрашиваете?

– Потому что многие ваши читательницы стараются походить на Пэрис Хилтон.

– Да? Вот никогда бы не подумал.

Париж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1179
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
2527
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
2090
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
1824

Другие новости