ГОРОДСКОЙ РОМАНС ДЛЯ ФЛЕЙТЫ
Дмитрий Янковский. Нелинейная зависимость. - М.: Центрполиграф, 2002, 460 с.
Дмитрий Янковский. Флейта и ветер.-- М.: Центрполиграф, 2002, 460 с.
Это, в общем, нетрадиционный Янковский, не фэнтези, а городской роман.
Причем это именно городские романы, на городе, городской философии построенные, городскими размышлениями наполненные, и герои их именно городские. В "Нелинейной зависимости" один из героев говорит другому: "Ты не чувствуешь себя во власти Москвы, пока у тебя есть деньги на обратный билет. Как только ты их потратил, город чувствует тебя своей собственностью. И начинает планомерно уничтожать". Впрочем, философия Янковского не антигородская, а скорее просто жестская.
"Нелинейная зависимость" оказалась при этом настоящей научной фантастикой, с квантовыми компьютерами, аппроксимационными схемами и числовыми последовательностями.
Чем-то этот сюжет напоминает блестящую вещь Стругацких "За миллиард лет до конца света", только у Янковского не мироздание стучит по головам героев своим вторым законом термодинамики, а большой город живет собственной жизнью, как единое существо или суперкомпьютер.
"Флейта и Ветер" - тоже роман городской, накрепко повязанный с Петербургом, с его мистикой, духами и призраками. Говорят, что по этой книге собираются снимать телесериал. Это вполне телегеничная, крепкая вещь.
Эти романы, правда, неуловимо похожи своей интонацией на книги Лукьяненко - все-таки сенитиментальный боевик в них побеждает sciense fiction. Но это и хорошо. Потому что у Янковского ведь есть своя стилистическая фишка - музыка и драйв большого города.
Леонид Гольденмауэр
КОСМОПОЛИТЫ
Ира Андронати, Андрей Лазарчук. За право летать. - М.: АСТ, 2002, 384 с.
Я верю в существование квазиживого бюрократического организма-Голема: со следами его жизнедеятельности мне приходится сталкиваться ежедневно. Я готов поверить в гигантскую нетехнологическую "грибницу", пронизывающую землю под нашими городами, и в то, что на планете в действительности живут тысяч пятьдесят человек, а остальные - проекция, сложнонаведенная галлюцинация. Но поверить в маленьких зеленых человечков, "которых в России видел каждый пятый", в империю-наноси-ответный-удар - увольте, не получится. Как, уверен, и у абсолютного большинства тех, кто увлеченно смотрит на экраны, где обмениваются разноцветными лучами гвардейцы и повстанцы, или с наслаждением листает страницы пухлых "космических опер" в глянцевых обложках. За это-то мы и любим жанр - за ощущение полного покоя и комфорта несмотря на то, что перед нами ежеминутно взрываются звездолеты и сталкиваются планеты. Только сельский пенсионер способен от чистого сердца обвинить Джорджа Лукаса или Сергея Лукьяненко в "пропаганде насилия". Железобетонное понимание, что так не бывает, дает нам непробиваемый иммунитет.
В этом одна из сильных сторон романа Иры Андронати и Андрея Лазарчука "За право летать" (цикл "Космополиты"). То, что происходит на его страницах, - сознательная игра на образах, укоренившихся в массовом сознании, и авторы абсолютно этого не скрывают. Земля в кольце осады из последних сил отражает атаки имперских линкоров? В бой без надежды на победу идут пятнадцатилетние пацаны и девчонки? Очень хорошо! Наш мир тихо оккупирован хитроумными инопланетянами, которые готовы использовать его как разменную фигуру в галактических играх или взорвать к чертовой матери? Совсем здорово! Чем хуже, тем лучше. Тем больше приключений выпадет на долю неразлучной парочки героев, прежде чем они разберутся в происходящем и отыщут оптимальный выход из положения, попутно щелкнув по носу обе враждующие инопланетные расы. Более того, по ходу дела "настоящий полковник" Адам Липовецкий и обаятельная девушка Вита (она же Эвита Максимовна Гофман, агент Комиссии по инвазии) как-то невзначай обзаведутся такими мощными союзниками, что впору усомниться: может ли цикл "Космополиты" иметь продолжение при таком выгодном для землян раскладе?
Читатели романа "За право летать" стали свидетелями рождения нового автора. Ира Андронати + Андрей Лазарчук - это не Андрей Лазарчук сольно и уж тем более не Андрей Лазарчук + Михаил Успенский. Это веселый автор, но юмор его светлый, солнечный, ни в коем случае не черный. В этой системе координат красивый хеппи-энд выглядит совершенно естественно. Обратите внимание: землянам со товарищи даже не пришлось разбивать агрессоров на голову - с ними удалось договориться. Момент для современной российской "космической оперы" не слишком характерный, но обнадеживающий - не зря книга посвящена "светлой памяти Александра Исааковича Мирера". Одна из главных фишек в романе - россыпь кратких, афористически точных и остроумных вопросов-ответов. Такое ощущение, что герои беспрестанно играют друг с другом в КВН. Понятно, что в реальной жизни такое невозможно, но у нас же кино, правда ведь? И новый автор, как выясняется, неплохо знает законы, по которым это кино снимают. Не исключено, что с выходом на сцену Андронати/Лазарчука другим фантастам, традиционно поставляющим на стол читателя экзотический продукт под названием "российская космическая опера", придется слегка потесниться. Впрочем, места на этих небесных пажитях много, хватит на всех...