Александр Зорич. Карл, герцог. - М.: Центрполиграф, 2001, 468 с.
Александр Зорич. Первый меч Бургундии. - М.: Центрполиграф, 2001, 458 с.
ЕСТЬ придуманные термины, которыми обсыпаются статьи о фантастической литературе. Среди них - альтернативная история и криптоистория. Альтернативная - это когда Наполеон празднует победу и ставит ей памятники в бельгийской деревушке Ватерлоо. Это когда плывет в Черном море независимый Остров Крым. Это когда немецко-фашистская гадина доползла до Москвы, последние защитники Сталинграда бросаются в Волгу, будто Чапаев в Урал, а за Уралом действует подпольный обком.
Причины ясны, допущение введено, а история пошла по кривой дорожке.
Суть криптоистории другой - фантастическое допущение устранено в последний момент, конница Груши заблудилась в полях, попытка Корнилова взять Петроград пресечена вертолетной атакой, а немцы остановлены усилиями мистиков.
В том, что написал харьковчанин Александр Зорич, много от истории. Настоящей истории бургундского герцога Карла, прозванного Смелым. Костер Жанны давно потух, Столетняя война кончена. Но продолжают двигаться армии, горят города, льется рекой игристое, а потом не хватает глотка воды, история течет своим чередом, мешая воду и вино, добавляя крови.
Современному читателю плевать на политическое объединение Франции, на Лигу общественного блага, на логику налогообложения и эволюцию производительных сил. Читатель получил прививку марксистской теории, и теперь ему приятнее смотреть на смешение струй - вина, крови, добавленной к ним спермы. Для него, читателя, орлеанская барышня - это переодетый Элемент V, что вот-вот развалит противника лазерным лучом.
Вот о чем и пишет Зорич - при соблюдении исторической канвы он начинает издеваться над обывателем, воспитанным исторической жвачкой Дрюона.
Рядом с герцогом солдаты вдохновенно поют "Long way to Tipperery", на губах короля Людовика катается слово "фуфло", женщины дают, а не хранят цветок своей┘ Ну, в общем, это самое. Жизнь Карла пересказана цинично, даже название книжки пародирует известную могильную плиту. Это язык, которым университетские преподаватели говорят о веренице других герцогов и королей Лысых, Жирных и Отважных в курилке между лекциями. Не "сорвал нежную розу", а "вставил". Ну, в общем, это - то же самое.
Но, даже не ввязываясь в битву анахронизмов, Зорич продолжает веселиться. Маленького Карла спасает от шмелиного яда волшебный пес-хранитель. "После этого убежал, не дождавшись посвящения в рыцари Золотого Руна, ужина, придворной синекуры. Убежал на свою Дикую Охоту, оставив Карла счастливым обладателем волшебных блох".
Карл, вставший против Людовика, оказался у Зорича рожденным волшебством, за ним по следу идут адовы псы, а по кривым дорогам Европы бредет пара глиняных големов, влюбленных друг в друга.
Магия перетекает в реальность, в конце все сходится. Мелочи и детали, рассеянные в тексте, сходятся вместе, кривобокие бумажные фигурки вминаются в пазл.
Но история неумолима, ели она - крипто. Проклятый герцог ткнется носом в лотарингскую землю под Нанси, Пикардию и герцогство утянет Людовик, а графство бургундское оттяпают Габсбурги. История возьмет свое.
Вторая часть этой дилогии - "Первый меч Бургундии" - прибита, как гвоздями, двумя рассказами, которые не имеют отношения к истории бургундского герцога. Эти рассказы хороши, в них есть оттенок философских притч Голдинга, тот же вкус метафор, что и в заглавных текстах, но отчего они попали в издание - неясно. Это другая криптозагадка. Ответа мы на нее не знаем.