ГОРОД Казань - хитрый город. География его непряма, и недаром его прославил знаменитый ректор местного университета Лобачевский. Город настолько задурил голову студенту Ульянову, что этого студента вышибли из университета через три месяца после поступления.
Казань холмиста и более всех других российских городов зеркальна Москве. Отражением храма Христа Спасителя возводится там, в Казанском кремле, мечеть Кул-Шариф, есть там свой пешеходный Арбат, строящийся подземный торговый центр и метро. Это реальное сочетание Руси и Востока, то соединение, о котором только заговаривает утопист Хольм ван Зайчик.
В этом городе, в свободное от изучения ролевиков и фантастов время, я попал на чрезвычайно интересную архитектурную конференцию по городскому развитию. На ее секции, посвященной религиозному зодчеству, умный архитектор Олег Генисаретский сказал, в частности, следующее: "Мы - народы Книг, а не архитектуры. Вся архитектура у нас сосредоточилась на письменности. А нынче наша модель мира не здание, а Книга".
Ролевики, заполняющие Казань в ноябре, никогда не имевшие храмов, имеют, впрочем, свою Книгу - известную до затасканности. Толкиен стал Писанием этого народа, моделью этого мира - в какие бы игры они не играли, какие бы книги они не использовали.
Но ролевики дополнили Книгу (тут все, как в фэнтези, пишется с большой буквы) - Мечом.
Казань тяготеет к оружию, военная память живет и в том базаре боевой амуниции, что лежит на столах базара фестиваля ролевых игр и фантастики "Зиланткон".
Вот груда шлемов, похожих на хромированные ночные горшки, вот те самые сабли и мечи, о которых шла речь, вот покупатель придирчиво выбирает кольчугу. А вот уже гости и хозяева стучат железом о железо с радостным кастрюльным звуком.
Среди ролевых игр, что ставятся по книгам фэнтези, все военизированы, нет ни одной, что была бы сосредоточена на строительстве города. Сообщества игроков не прозелитичны, замкнутость их очевидна. Общество платит ролевикам издевкой, но они хранят свою монашескую правду книг, а в капроновом рюкзаке они хранят меч.
Есть история, которая могла случиться только в Казани.
Профессор Гамулин рассказал про то, как несколько лет назад в Казани и ее окрестностях снимали фильм "Время великих булгар". Киностудия заказала какому-то казанскому заводу чуть ли не сотню бутафорских мечей. Но завод как-то неверно истолковал этот заказ или же, наоборот, отнесся к нему излишне серьезно. Рабочие изготовили все мечи настоящими - из рессорной стали.
Каскадеры сказали, что даже они не рискнут биться этим оружием. Мечи замерли без движения.
Потом явились милицейские люди, осмотрели заводское творчество и вынесли свой вердикт: "И правда, оружие". И велели поэтому выбить на каждом мече номер, как и положено это делать на всякой боевой стали.
Что и было сделано.
После этого к мечам все охладели. Так и лежали они в недрах милицейского склада несколько лет.
Дальнейшая их история мне неизвестна. Может, именно с одним из них, завернутым в дерюгу, шагает через трамвайные пути престарелая толкиенистка.