Cтанислав Гроф. Зов ягуара. - М.: АСТ, 2001, 381 с.
Изобретатель трансперсональной психологии, первооткрыватель техники холотропного дыхания и базовых перинатальных матриц Станислав Гроф решил испытать себя на новой стезе. Поставив перед собой задачу преодолеть глобальный экологический кризис путем коренного изменения сознания человечества ученый обратился к "научной фантастике" - популярному жанру, который в случае с Грофом стал очередным - после научно-популярных монографий, телеинтервью и публичных семинаров - средством пропаганды его идей.
Пожалуй, единственное, что более-менее удалось Грофу-писателю, так это "кастинг": подбор персонажей в его дебютном романе выглядит вполне продуманным. Как и положено в "массовых жанрах", все герои у Грофа делятся на "хороших" и "плохих". В числе первых (и как бы над ними) - компания инопланетян (или каких-то других очень тонких сущностей, воспринимаемых с Земли как "инопланетяне", но почему-то носящих греческие имена), способных путешествовать во времени и существенно влиять на земные события. Следующий в духовной иерархии - вполне предсказуемый клон кастанедовского дона Хуана, старик индеец-майя из Колумбии (!). Далее следует группа американцев-интеллектуалов, по очереди испытывающих мистическое озарение и становящихся "рыцарями планеты Земля" без страха и упрека. Противостоят им "непродвинутые" личности, ряды которых, впрочем, постоянно редеют из-за проделок артефакта древних майя - хрустального черепа, преобразующего психику. Враги человечества по Грофу - это руководители и военачальники США и Китая, а также представители спецслужб вышеозначенных стран, между которыми, кстати, вот-вот должна начаться война (на дворе - 40-е годы XXI века). Первые столкновения уже начались.
Выход из критической для всего мира ситуации оказался ровно таким, как по Грофу должны решаться все проблемы: не без помощи того же черепа правители и военачальники "вошли в соприкосновение" с "Мировым Разумом" и осознали всю глупость самих себя и своего поведения. Хэппи энд.
Книга до предела насыщена всеми грофовскими атрибутами: ЛСД, специальные дыхательные упражнения, кундалини, нелюбовь к иерархам авраамических религий и т.п. Настоящий букварь по психотехнике, рассчитанный на тех, кому неохота читать соответствующую научную и псевдо-научную литературу.
В общем, несмотря на всю грофовскую харизму "лсд-альтернативщика", его литературный дебют признать удачным нельзя. Художественные "достижения" грофовской прозы нулевые, характеры прописаны лапидарно ("суперблагородные" противостоят "циничным"), сюжет примитивен и схематичен, манера изложения напоминает худшие образцы воспитательной прозы для юношества (если иметь в виду "взрослое" представление об этом самом юношестве как о сборище тупых, но поддающихся некоторому облагораживанию идиотов). Роман до безобразия наивен и вряд ли потянет даже на статус непритязательного педагогического пособия по "новому мышлению" для подрастающего поколения.
Для тех, кто с иронией относится к Грофу-визионеру "Зов ягуара" может стать отличным поводом для сарказма. Что вряд ли справедливо, потому что Гроф прежде всего остается одним из самых компетентных и интересных исследователей измененных состояний сознания. И лишь потом он - философ и визионер. Писатель же из него, конечно, никудышный.