-Что за мышуйцы? Как возникло это название? Нет ли ассоциации с Мышкиным?
Ант Скаландис. Вначале были рассказы. Точнее, пять рассказов, а еще точнее пять эскизов, конспектов, синопсисов - как угодно, в общем, полупродуктов. Но тут рассказы почитала моя жена Ира - редактор фантастики со стажем и мой неизменный персональный редактор. "Это все написано про один город, и персонажи должны быть общие", - сказала она. "И как будет называться город?" Пауза длилась секунд пять. "Ну, допустим, Мышуйск". "Почему Мышуйск?" - спросил я, но сам уже понял, что никак иначе он и не может называться. Тут же позвонил Сидорову. Стопроцентное попадание. Про город Мышкин ни один из нас троих в тот день не думал. Мышуйск - это ведь образ маленького российского провинциального городка.
- А чем этот сказочный город отличается от прочих литературных городов?
А.С. Ну, главные отличия Мышуйска бросаются в глаза сразу: этот город не обозначен ни на одной карте, возможно потому, что вырос возле секретного объекта 0013, охраняемого доблестными бойцами из спецчасти генерала Водоплюева, а возможно еще по какой-то причине. Вообще-то в Мышуйске есть древние памятники, так что еще вопрос, что было раньше: город или Объект. Со временем в Мышуйске вообще не все просто, но еще сложнее с пространством. В город можно приехать но вот покинуть его еще никому не удавалось.
Сергей Сидоров: Добавлю, что идея поместить всех персонажей именно в Мышуйск мне действительно понравилась с ходу. Оказалось только этого и не хватало истинным "мышуйцам" каковыми мы считаем себя с Антоном, а тем более нашим героям. Ведь это город, в котором мы все и живем. Зато мы уже начали своего рода реальную "вербовку" новых "мышуйцев". Все желающие, а такие к нашему удовольствию есть и в Новороссийске, и в Томске, и в Киеве, вступают в ряды "мышуйцев" путем фотографирования с одним из "мышуйцев-ветеранов" и последующего ношения футболки с соответствующим изображением и многозначительной надписью "Мышуйские хроники".
А.С. Поскольку хроническая мышуйская болезнь в самое ближайшее время может стать эпидемией, спешим успокоить: хроники - люди безобидные, добрые и в социальном плане опасности не представляют: не агрессивны, как футбольные болельщики, а также абсолютно не политизированы. В отличие, скажем, от "Идущих вместе", мы - "Идущие сами по себе". У каждого на майке не портрет Путина, а собственное лицо и лицо друга.
- Вот у Булычева был сказочный город Великий Гусляр, полный всяко разных чудес. А какие чудеса происходят у вас?
С.С.: Главное чудо Мышуйска - люди. А еще конкретнее - мы с вами. По сути, мы писали о себе и окружающих, ну, естественно с кое-какими фантастическими допусками.
А.С.: На булычевский Гусляр Мышуйск не слишком похож. Во-первых, Гусляр все-таки остался в прошлом, а Мышуйск город современный, хотя какой конкретно год у мышуйцев на календаре, неизвестно. Во-вторых, гуслярцы - это необычные люди в обычном городе, а у нас, пожалуй, все наоборот. Ну, и в-третьих, Гусляр хронически открыт для инопланетян, можно сказать - это центр межпланетного общения. А в Мышуйске гости со звезд появляются редко, да и выходит из этого всякий раз полнейшая ерунда: то юннат чучело из гуманоида делает, то местный музыкант играет на пришельце, как на валторне.
Вообще, чудеса мышуйские преимущественно связаны со всякими диковинами, порождаемыми Объектом 0013 или безумными городскими изобретателями. Мышуйцы имеют дело с молодильными ягодами, с говорящим скелетом, с думающим подъездом многоквартирного дома, с волосатыми слонами, с местным йети из тайги┘
- Сейчас в фантастике специфическая ситуация - малая форма сейчас как бы в загоне. Несмотря на развитие фантастической периодики, рассказ довольно трудно доходит до читателя. А вы не хотите сделать серию рассказов?
А.С.: Мы как раз и сделали серию рассказов, которая будет продолжаться неопределенно долго. Композиция у цикла принципиально бесконечная, пишем по принципу "пока не надоест". А вообще ситуация с малой формой за последние год-два стремительно улучшилась. Можно сказать, что фантастический рассказ опять на подъеме. И авторские сборники выходят и коллективные. А, главное, они хорошо продаются!
С.С.: Я по совместительству еще и директор московского книжного "Магазина на Ладожской" и могу официально подтвердить, что времена, когда читались только толстые романы отходят в сторону.
- Вместе теперь пишут многие фантасты. Прямо таки хорошим тоном стало написать какую-нибудь вещь совместно. С чем, по вашему мнению, связано повальное написание текстов в соавторстве?
А.С.: Наверно, просто веселее работать. А ведь в соавторстве как правило пишутся вещи легкие, веселые. Правильно сказал наш друг Юлий Буркин: "Трудно представить соавторами Толстого с Достоевским, а вот Ильфа с Петровым - запросто". Кстати, писатель Буркин тоже стал мышуйцем.
С.С.: А сейчас вообще время соавторов. Посмотрите на издаваемую фантастику. То тут, то там выходят книги иногда очень разностильных писателей, а роман "Рубеж" и вовсе творчество пятерых. Один из них уже заявил, что не намерен останавливаться на достигнутом и его мечта собрать человек 20 для написания эпохального произведения. Чем вызвано самое активное сотрудничество писателей-фантастов? Писатели решают влить "свежую кровь" и с помощью соавтора добиться дополнительного эффекта. Кто-то хочет попробовать свои силы в совместном творчестве. Главное, чтобы читателю было не скучно. По этому поводу у меня есть такой афоризм: "Автор отличается от соавтора одиночеством". А вот нам с Антоном не одиноко.