Кир Булычев. Как стать фантастом: Записки семидесятника. - Челябинск. Околица, 2001, 326 с.
Стивен Кинг. Пляска смерти. - М:. АСТ. 2001, 416 стр.
Стивен Кинг. Как писать книги: Мемуары о ремесле. - М:. АСТ, 2001, 320 с.
После насыщения рынка собственно фантастическими произведениями, издательства начинают пробовать выпускать фантастиковедческую литературу. Чтобы не прогадать с первыми опытами в жанре фантастического non-fiction, авторы выбираются беспроигрышные: коммерчески успешный американец Стивен Кинг и всенародный любимец Кир Булычев. Три книги появились в продаже одновременно, и это обстоятельство позволяет проводить занятные аналогии между непохожими на первый взгляд фантастами. Во-первых, и Кинг, и Булычев активно писали сценарии для кино и телевидения (причем и наш мэтр, и его заокеанский коллега довольны только некоторыми своими фильмами), и оба мелькали в эпизодических ролях на экране. Во-вторых, несмотря на названия рецензируемых книг, они не написали учебника для желающих стать фантастами - но вместо этого подробно и смачно пересказали свою жизнь. В-третьих, обстоятельно поведали, где, когда и при каких обстоятельствах пришла им в голову идея написать то или иное произведение и кто из знакомых послужил прототипом для персонажей. В-четвертых, и Булычев, и Кинг были и остаются заядлыми книгочеями, о чем не перестают постоянно напоминать на протяжении всех своих мемуаров-воспоминаний, причем настоятельно рекомендуют прочитать ту или иную классическую вещицу, потрясшую их в детстве.
В ненумерованном собрании сочинений Кинга от издательства "АСТ" вышли две нехудожественные книги: "Пляска смерти" и "Как писать книги". На фоне тощенького ручейка отечественной фантастиковедческой литературы (библиографические справочники, энциклопедии и т.п.) эти два тома привнесут заметное оживление в стан оголодавших по подобного рода литературе фанам. "Пляска смерти" и любопытна прежде всего тем, что "Король Ужасов" всю фантастику склонен рассматривать именно через призму своего пристрастия; например, отмечает, что в фильме "451╟ по Фаренгейту" "отражены кошмары всех книголюбов" (с.145), а "Космическую Одиссею 2001 года" причисляет к жанру ужасов только за эпизод восставшего против людей бортового компьютера космического корабля. Кинг без устали травит байки и анекдоты о коллегах по цеху, ностальгирует по своей молодости и вспоминает биллион кинофильмов (к чести переводчика-редактора-не-знаю-кому-спасибо-сказать, названия фильмов и книг даны как в переводе, так и на английском, в скобочках), строит свои концепции, "отчего же людям так нравится пугаться", но мало и невнятно выдает свои секреты ремесла. "Если у вас есть талант рассказчика, вы его можете развить" - самая полезная его рекомендация.
Портят эти книги отсутствие элементарного содержания (я уж не говорю о мало-мальски худосочном справочном аппарате!) - издатели сделали все возможное, дабы запудрить мозжечок покупателю и впарить под видом очередного художественного романа non-fiction. И еще эти уж-ж-жасные обложки с зеленоглазыми вампирами и бледными ручками - впрочем, я уже научился их отрывать (обложки, обложки, не ручки же).
Куда как приятнее сделана книжка выдающегося писателя XX века Кира Булычева "Как стать фантастом". Мемуары эти впервые печатались в журнале фантастики "Если", но в книжной версии добавлены десятки фотографий из семейного альбома и несколько главок - расширена часть про журнал "Вокруг света" и про работу в Институте востоковедения АН, добавлены размышления о текущем состоянии дел в современной фантастике. Причем в отличие от Кинга Булычев любые события в жизни страны, семьи и своей личной рассматривает через "увеселительное" стекло: "Дача сгорела до фундамента - на ее месте остался лишь ее план, выложенный кирпичом". Ирония - это то, что выгодно отличает нашего Булычева от "ихнего" Стивена Кинга.