Нина Ненова. Формула счастья. Роман. Пер. с болгар. Татьяны Воздвиженской - М.: ОЛМА-Пресс, 2000. 366 с. Нина Ненова. Контакты с утопленниками. Пер. Майи Тарасовой и Элеоноры Мезенцевой. - М.: ОЛМА-Пресс, 2001, 386 с.
ИНА НЕНОВА - новое имя, не только для российских, но и для болгарских читателей. В 1999 году в Болгарии вышло сразу пять ее книг - три романа и два сборника рассказов. Два романа в самом конце 2000 года перевели на русский язык.
Бесспорно, болгарская литература чем-то напоминает латиноамериканскую, бум которой мы пережили больше десяти лет назад. Та же "зацикленность" на экзотике, то же очевидное стремление влиться в мировой литературный процесс, не потеряв самобытности. Тот же идущий от Фолкнера интерес к полумифическому прошлому и родословному древу.
Короче, сразу становится ясно, что перед нами не что иное, как болгарский постмодернизм. У Нины Неновой своеобразно преломилась нынешняя балканская ситуация: война, непонимание между людьми разной культуры, преодоление розни на общечеловеческой основе.
"Формула счастья" в оригинале называется "Трупы на безмогильной территории". Она посвящена извечной теме научной фантастики - первому контакту человечества с представителями другой планетной цивилизации. Повесть Неновой во многом напоминает фантастику Станислава Лема - подробные описания научных экспериментов соседствуют с рассуждениями о прошлом и будущем Земли. Присутствуют все необходимые атрибуты добротной фантастики: внеземные технологии, загадочные космические корабли, проблема культурного одиночества. Вместе с тем у Неновой можно найти много общего с Ле Гуин: здесь также экстремальные "космические" обстоятельства становятся проверкой на прочность и внутреннюю состоятельность ее героев. Описания природы - удивительные метаморфозы растений, серебристые дожди, чем-то схожие с фейерверками короля фэнтези Толкиена, ставят книгу Неновой неизмеримо выше массового потока "формульной литературы". Непривычным кажется и заложенный в книге философский смысл. Неогуманоиды Неновой - не грозные и всемогущие убийцы, навязывающие человечеству гибельную межзвездную войну. Меняет свой взгляд на происходящее и комиссар с чрезвычайными полномочиями, он в конечном итоге отвергает свойственные его среде военные и научные предрассудки. И вступает в единственно возможный контакт...
Своих читателей Ненова пугает нечасто. Для нее скорее исключение описание плавающих в миске миниатюрных скелетиков и растекающихся по земле глазниц. В большинстве своем находящиеся на пересечении фантастического и реального "ужасные" явления вполне привлекательны и эстетичны. Взять хотя бы свет, мерцающий по тропинке, где ступала нога воскресшего утопленника, эйфорию, поражающую героев "Формулы счастья" на восходе одного из солнц.
Фразы и ритм музыкальны: словно замедляя свой темп вначале, они набирают силу под конец... Таковы "контакты" Нины Неновой, где психоаналитические наблюдения вплетены в фольклорный сюжет, а романтическая традиция уживается с антуражем новой фантастической литературы.