Поэт Дмитрий Воденников и театровед Алексей Гончаренко спорят о Пушкине.
Фото пресс-службы театрального салона «Сцена 23»
В Театре на Таганке собрался дискуссионный клуб «Пушкин. Всё. Разговор всех со всеми и поэтом», приуроченный к премьере спектакля «Пушкин. Всё» режиссера Дениса Азарова. Выступили художественный руководитель театрального салона «Сцена 23», актриса Вероника Вяткина, режиссер Денис Азаров, поэт Дмитрий Воденников, ведущий методист по научно-просветительской деятельности Государственного музея А.С. Пушкина Ольга Устинова, преподаватель кафедры мировой литературы и культуры МГИМО Алла Митрофанова, кандидат искусствоведения, театровед Алексей Гончаренко, учитель литературы, поэт, драматург Егор Зайцев, актер театра и кино Александр Зарядин.
Участникам дискуссии предлагалось ответить на вопросы: как очистить тексты классика от стереотипного восприятия, навеянного настойчивой рекомендацией к чтению в школьные годы? Как понять, что объединяет нас сегодняшних с «солнцем русской поэзии»? Что сближает вчера Пушкина и наше сегодня?
Поэт Дмитрий Воденников вспомнил сцену из пьесы Антона Чехова «Три сестры» и указал на похожесть стихотворений Василия Жуковского и Александра Пушкина: «Ей говорят, к розовому платью нельзя надевать зеленый пояс. Это удивительная вещь, потому что мы знаем, и Кристиан Диор это доказал, что они отлично сочетаются. И работы Льва Бакста состоят наполовину из розового и зеленого. Но тогда люди считывали первый уровень этой цитаты. Может, Чехов издевался над нами? Может, эта мещанка Наташа была впереди планеты всей и предсказала высокую моду? И может, три сестры ей проиграли? Для меня стали открытием строки Пушкина «Я помню чудное мгновенье», которые я никогда особо не любил, потому что они казались мне альбомными стихами. За год до написания этих строк, в 1824 году, вышло стихотворение Жуковского «Я музу юную, бывало».
Ольга Устинова рассказала о том, что к Пушкину относились по-особенному, в частности, Владислав Ходасевич и Георгий Иванов. «До своего отъезда из России, когда отмечали не круглую дату со дня смерти поэта, в начале 20-х годов, в Петербурге, Ходасевич сказал: «Мы будем аукаться пушкинским именем в наступающем мраке». Эти слова актуальны до сих пор и в отношении к Пушкину, и к дорогому в его творчестве. А Георгий Иванов писал в эмиграции, незадолго до смерти: «Александр Сергеевич, я о вас скучаю. С вами посидеть бы, с вами б выпить чаю. Вы бы говорили, я б, развесив уши, слушал бы да слушал...» Также Устинова признала, что Пушкин в каком-то смысле является памятником, потому что он классик и для многих обладает хрестоматийным глянцем, но для его современников он оставался живым.
Александр Зарядин, сыгравший в сериале «Натали и Александр», поделился своими открытиями: «Во время работы произошло растворение в роли и желание сделать максимально объемного и живого человека. Я читал книгу Викентия Вересаева «Пушкин в жизни», состоящую из писем. В начале было ощущение, что я что-то знаю о Пушкине, но буквально с первых страниц я понял, что это не так, и то, что это живой человек. За период съемок Пушкин стал для меня любимым, дорогим человеком, и мотивацию поступков которого ты понимаешь».
Участники беседы успели обсудить «Анекдоты о русских писателях», авторство которых некоторое время приписывалось Даниилу Хармсу, мемуаров Анны Керн, точное место рождения поэта, сценичность произведений Пушкина, особенности игры в предстоящем спектакле и даже мытье памятника Пушкину.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать