Александр Лаврухин передает Михаилу Погарскому книги в дар музею «Книга художника». Фото автора
В Государственном институте искусствознания открылась выставка «Слово художника», организованная музеем «Книга художника» и творческим объединением «Книга художника» при Творческом союзе художников России (ТСХР). В экспозиции представлены книги пишущих художников. Кураторы проекта – Виктор Лукин, Михаил Погарский, Валерий Корчагин.
В день открытия в Институте искусствознания состоялась междисциплинарная конференция с одноименным названием. Тема одного из доклада звучала «Проект «Слово художника». Корчагин рассказал: «Начался этот художественно-издательский проект в конце 2021 года, а стал осуществляться в начале 2022 года…» Лукин продолжил: «Первая книга, которая положила начало всему проекту, была книга Виктора Умнова «Мысли и афоризмы». Художник полностью потерял зрение, но продолжал работать. Он вслепую написал книгу избранных афоризмов, которая была отпечатана методом шелкографии и издана ограниченным тиражом… У художника свои, особенные отношения со словом. За каждым словом перед ним встают яркие визуальные образы и символы, поэтому пишущий художник – это всегда самобытное, неординарное явление в пространстве литературы…» В серии выпущено семь книг и два номера альманаха «Слово художника».
Доклад Погарского назывался «Мерцающее облако поэзии», в нем он рассмотрел основы и историю вариативной поэзии от средневекового поэта и философа Раймунда Луллия до писателя, поэта века уже ХХ – Раймона Кено и поэтических экспериментов XXI века. Кроме этого, он выступил еще с одним сообщением «Короткое замыкание: встреча изображения и текста на страницах книг художника», которое подготовил художник Леонид Тишков, но не смог присутствовать на встрече. Все доклады на конференции сопровождались видеопрезентациями.
«С точки зрения художника» – так назвала свое выступление исследовательница, кандидат искусствоведения Лариса Кашук. Идея одноименного проекта возникла в конце 1990-х годов, собран материал более чем 150 московских художников, так называемых альтернативных направлений русского искусства второй половины ХХ века.
Прозвучали доклады доктора искусствоведения Александра Лаврентьева и кандидата искусствоведения Екатерины Лаврентьевой «Роль текстовой графики в работах русских футуристов» и Михаила Балана, научного сотрудника отделения гравюр отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного музея Эрмитажа, «Матисс, Териад и «слово художника» во французской livre d’artiste XX века».
Сергей Бирюков, поэт и литературовед, педагог, исследователь русского и зарубежного авангарда, доктор культурологии выступил с сообщением «Визуальное и вербальное в творчестве трансфуристов». Он представил разнообразное творчество поэтов и художников Ры Никоновой и Сергея Сигея, с которыми его связывало долголетнее творческое сотрудничество, рассмотрел особенности их действий в сфере визуального и вербального в работе над авторскими книгами и журналами, показал художественные объекты. Присутствующий на встрече художник, постоянный автор «НГ-EL» Александр Лаврухин в последнее время работает с книгой Бирюкова «Универсум: Стихи, композиции, визуалы, микродрамы». Он создает книги художника к отдельным стихотворениям из этого издания. После конференции Лаврухин передал в дар музею «Книга художника» в лице Михаила Погарского несколько книг из этой серии, все книги изготовлены вручную в одном, двух или трех экземплярах и также подписаны Сергеем Бирюковым.
Вечер завершился презентацией второго номера альманаха «Слово художника». Выставка продлится до 9 марта.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать