0
189
Газета Факты, события Печатная версия

05.02.2025 20:30:00

Снежинка в ее голосе не тает

Екатерина Августа Маркова – в одном рукопожатии от Толстого

Тэги: поэзия, лев толстой, есенин, цветаева, ахматова, батый


поэзия, лев толстой, есенин, цветаева, ахматова, батый Пассионарная и темпераментная Екатерина Августа Маркова. Фото автора

«Начался год, цифры в номере которого в сумме дают девятку», – констатировал поэт и критик Сергей Нещеретов, ведущий клуба «Некрасовские пятницы», отметившего, в свою очередь, в конце января свое 9-летие. «Третью девятку...» – добавила героиня встречи в Библиотеке им. Добролюбова – поэтесса, переводчица Екатерина Августа Маркова: в подзаголовке названия ее бенефиса есть словосочетание «… девять жизней».

Поэзию, которая затем звучала в изобилии, предварил рассказ Марковой о своей семье, предках, о собственном пути в литературе. С гордостью отметила она, что от Льва Толстого ее отделяет ровно одно рукопожатие – через его секретаря Виктора Лебрена и что в юности ей довелось посещать «Никитинские субботники» Евдоксии Никитиной. Многое в судьбе Екатерины Августы решилось благодаря отцу – поэту Алексею Маркову и его кругу: в комнату Марковых в московской коммуналке неукротимо «вползала, врывалась» поэзия, захаживали Николай Глазков, Владимир Дудинцев, Ярослав Смеляков, Расул Гамзатов. В детский сад Катю иногда отводила Ксения Некрасова. Учась в Литинституте, Екатерина Августа тайком читала Василия Розанова, Константина Леонтьева. А позже к ней к дом приходили художник Константин Васильев, писатель Леонид Бородин…

Диалог Марковой и Нещеретова о поэтических идеалах, вкусах, влияниях был продолжен выступлением Емельяна Маркова со стихами, посвященными его матери: «В проеме неизвестности стоит / И радости моей не оставляет. / В четыре пальца мать моя свистит, / Снежинка в ее голосе не тает…»

Прочитанное затем самой Екатериной Августой тесно сплетено с семейной и, шире, российской историей, с женской ролью в ней. Посвящений удостоены как рязанская княгиня Евпраксия, не склонившая головы перед свирепым завоевателем: «Христиане жен не водят к нечестивым», –/ тихо князь Батыю отвечал, / хмыкнула прислуга льстиво, / рукоятку сжал Батый меча: / «Захлебнешься кровью, непокорный, / дай мне бабу, больно хороша, / их полно здесь на Руси просторной, / новую найдешь при барышах…», так и бабушка поэтессы Людмила Васильевна. При этом для Марковой характерны формальная изобретательность, постоянный отход от лирических шаблонов, что Нещеретов обозначил как близость традиции имажинистско-футуристской. Особенно много новых стихов связано с «девятой жизнью» поэтессы – ее текущим, почти постоянным жительством в Абхазии: «Апсны! Я умоляю, подари / Простор и блеск твоей зари / И мне, быть может, виноватой, / Взгляд неземной ослиц брюхатых».

Вспомнила Екатерина Августа и о работе над переводом романа Маркеса «Проклятое время», над серией эссе о Есенине, Цветаевой, Ахматовой, а также анонсировала свой новый сборник «Осока».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Одноправны или соподчинены

Одноправны или соподчинены

Княз Гочаг

Как поэзия стала самым эгоцентричным жанром литературы

0
3182
Путь наш во мраке

Путь наш во мраке

Галина Щербова

Духовные стихи появились не позже XI века, их сочиняли и пели калики перехожие

0
3033
Владимир Маяковский: око за око

Владимир Маяковский: око за око

Максим Артемьев

Как и почему агитатор и горлан-главарь возненавидел «все древнее и все церковное»

0
4831
Восьмая вода на чужом киселе

Восьмая вода на чужом киселе

Надежда Бесфамильная

Поэтический вечер Анны Гедымин и Вадима Пугача в Музее Серебряного века

0
3214

Другие новости