0
86
Газета Факты, события Печатная версия

29.01.2025 20:30:00

Роман, породивший духи

Библиофилы полистали книги двадцать пятых годов разных столетий

Тэги: библиофилы, петр I, булгаков, чарли чаплин, тэффи


библиофилы, петр I, булгаков, чарли чаплин, тэффи Михаил Столяров презентует новое издание рассказов Глеба Успенского с иллюстрациями Аркадия Пластова. Фото Андрея Багрянского

154-е заседание клуба «Библиофильский улей», первое в наступившем году, прошло в штаб-квартире Национального союза библиофилов (НСБ) в Сытинском переулке. Тема заседания звучала как «Книги 25-го года в наших собраниях». И неважно, «тысяча восемьсот» или «тысяча девятьсот» – приветствовались книги любого века, отмечающие в этом году круглую дату.

Самым ранним из подборки стало издание века XVIII, вышедшее в год смерти Петра I (1725) и скрупулезно описывающее процедуру погребения российского императора (проводимую по совершенно новому, нетрадиционному для России обряду). К слову, это первое русское «погребальное» издание: в дальнейшем подобные фолианты выходили к погребению каждого российского монарха.

XIX век был представлен широко: сразу несколько библиофилов похвастались альманахами, журналами и поэтическими сборниками пушкинской эпохи. Издатель Михаил Столяров затронул и нынешней век, презентовав только что вышедшую книгу сочинений об обретенном наследии Аркадия Пластова. В 1936–1937 годах издательство «Academia» заказало художнику, который в то время был в самом начале своего пути к славе, иллюстрации к двум книгам Глеба Успенского. Пластов создал более 40 полосных иллюстраций (по 20 на каждую книгу), используя черную тушь. Однако этим книгам не суждено было выйти в свет: в тот период «Academia» уже близилась к роковой черте. Издательство Столяровых наконец-то восстановило справедливость и представило публике новое издание, выполненное в отменном полиграфическом качестве.

Однако наиболее широко был охвачен ХХ век. Московский библиофил Леонард Чертков показал внушительную подборку изданий РОДК (Русского общества друзей книги), образованного в 1920 году и в 1925-м отметившего первую заметную дату. Просуществовало общество недолго (1920–1929), но стало яркой вехой в истории отечественного библиофильства, а малотиражные родковские издания до сих пор вызывают интерес коллекционеров.

Собиратель из Санкт-Петербурга Константин Костюченко рассказал о малоизвестном русской публике событии – «Бале Большой Медведицы» («Bal de la Grande Ourse»), организованном в 1925 году Союзом русских художников в Париже. Костюченко похвастался редкими проспектами, пригласительными билетами, программками и прочими летучими изданиями, выпущенными для бала, многие из которых исполнили именитые художники (в том числе Пабло Пикассо). Парижский бал посетили Михаил Ларионов, Кирилл Зданевич, Александр Родченко и др.

Тема русского зарубежья ХХ века была продолжена экземпляром из коллекции Михаила Сеславинского – библиофильским изданием романа «Битва» Клода Фаррера в роскошном переплете Григория Левицкого, российского переплетчика, жившего в Париже. Но одной книгой дело внезапно не ограничилось. Оказывается, роман Фаррера вдохновил французского парфюмера Жака Герлена на создание аромата «Mitsouko» (Мицуко – имя главной героини). Эти духи, появившись в 1919 году, произвели сенсацию и стали классикой парфюмерии. Среди поклонников «Мицуко» были Чарли Чаплин, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Надежда Тэффи; эти духи даже упоминаются в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В завершение встречи легендарный аромат, который до сих пор красуется в линейке парфюмерного дома, был представлен на суд чуткому обонянию библиофилов путем нанесения на кисти рук присутствующих дам.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Гирлянда из книжных редкостей

Гирлянда из книжных редкостей

Елена Жуковская

Библиофилы подвели итоги ушедшего года

0
2780
Современник и даже соучастник

Современник и даже соучастник

Юморист и биограф Александр Хорт дотошно и подробно изучил творческий и жизненный путь Надежды Тэффи

0
5507
Маканин – это смысл

Маканин – это смысл

Людмила Влодова

В «Булгаковском доме» наградили лауреатов конкурса «Голоса»

0
3032
Я часто вижу гримасы жизни

Я часто вижу гримасы жизни

Александр Сенкевич

Надежда Тэффи: двуликий Янус в женском обличии

0
1681

Другие новости