0
113
Газета Факты, события Печатная версия

22.01.2025 20:30:00

Пассионарный столб Лианозова

От баснописца Ивана Крылова до неформалов 1960-х

Тэги: лианозово, андеграунд, 60е, крылов


лианозово, андеграунд, 60-е, крылов Дмитрий Назаренко рассказывает о Лианозовской поэтической школе. Фото Елены Кукиной

Арт-проект «Бегемот внутри» представил встречу с Дмитрием Назаренко, автором книги «Драка Есенина и Пастернака как зеркало русской поэзии и рок-н-ролла». Он о том, что в 1960-е годы оттепель случилась во многих странах мира. Проложив границу, прошлое безвозвратно отделилось от современности. На Западе стадионы собирал рок-н-ролл – гремели «Битлз», Джимми Хендрикс. В СССР стадионы собирали поэты-шестидесятники, а параллельно шел андеграундный процесс – поэты и художники создали Лианозовскую группу (школу). Таким образом и формировалась современная поэзия.

Книга охватывает большое количество тем, в частности в ней есть глава о событиях, отраженных в заглавии, но в формате вечера речь в основном шла о Лианозовской группе. Автор начал свой рассказ с биографии Игоря Холина (1929–1999). О том, как он во время военной службы в поселке Виноградово сочинял стихи, стоя в карауле. А однажды в библиотеке познакомился с женой Евгения Кропивницкого, она пригласила его в гости, в то время они снимали в Виноградове комнату.

Поэт и художник Евгений Кропивницкий (1893–1979) обучал поэзии в студии Дома пионеров. Он и занялся литературным образованием Холина. Тот начал писать стихотворные зарисовки, с успехом выступал на «квартирниках». Создавал циклы стихов о барачной жизни.

Постепенно собрались основные участники Лианозовской группы – поэты Кропивницкий, Холин, Генрих Сапгир (1928– 1999), Ян Сатуновский (1913–1982), Всеволод Некрасов (1934–2009). Среди художников выделялся Оскар Рабин (1928–2018) – имя, связанное, помимо прочего, с Бульдозерной выставкой. Особенность стиля Рабина: «монохром Кропивницкого плюс яркие пятна, детали: солнце, рубль, паспорт с автопортретом».

Собирались у Кропивницкого в Лианозове, в бараке. Единого художественного стиля у группы не было. «Люди там бывали совершенно разного калибра», но часто выходило, что рисовали и писали «об одном и том же». Это был «забор от всех трудностей, лишений». В комнате в 19 кв. м кормили, принимали, предлагали эмоциональное убежище. Обменивались полезной информацией и идеями. Например, как заработать.

На встречах лианозовцев с читателями звучал и неформат, и детские стихи – «хлебная жила», их писали Сапгир и, с его подачи, Холин.

Назаренко рассказал о съемках фильма Марлена Хуциева (1925–2019) «Застава Ильича». Сцену в Политехническом музее снимали несколько дней. Зрители приходили разные, программу поэты читали одну и ту же: «Сила четверки – вынесла поэзию на стадионы. Как рок-н-ролл на Западе».

Докладчик много лет изучает историю Лианозовской группы – с тех пор, как выяснил, что его личные пути и адреса тесно связаны с ее участниками.

В прошлом в усадьбе Виноградово живали венценосные особы, знаменитые генералы, баснописец Иван Крылов (1769–1844). Автор убежден, что в Лианозове словно «постоянно действует пассионарный столб». Помня, что пассионарность – способность и стремление менять мир вокруг себя, заключим, что некогда все сошлось верно и точно: независимые художники объединились, и их парадоксальный взгляд на привычное и послужил открытию новой страницы в поэзии и – шире – в современной культуре.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Наперегонки с облаками

Наперегонки с облаками

Елена Кукина

Прогулка по местам, где ходили Генрих Сапгир и Всеволод Некрасов

0
1917

Другие новости