ЛАУРЕАТЫ «БОЛЬШОЙ КНИГИ»
На торжественной церемонии в Доме Пашкова Российской государственной библиотеки были названы имена лауреатов XIX сезона Национальной литературной премии «Большая книга».
Из 346 работ, выдвинутых на соискание премии в начале года, в длинный список вошло 50 произведений. В короткий список совет экспертов отобрал произведения 14 авторов. Литературная академия определила победителей XIX сезона: первое место – Алексей Варламов, «Одсун»; второе место – Михаил Шемякин, «Моя жизнь: до изгнания»; третье место – Захар Прилепин, «Собаки и другие люди».
В народном интернет-голосовании своих фаворитов выбрали 6025 человек со всей России. Победили: первое место – Наталья Илишкина, «Улан Далай»; второе место – Яна Вагнер, «Тоннель»; третье место – Дарья Бобылева, «Магазин работает до наступления тьмы».
Лауреатом седьмого сезона премии «_Литблог» стала Елена Нещерет из Санкт-Петербурга, автор Telegram-блога «Марселизация». Специальный приз «За вклад в литературу» был присужден киноконцерну «Мосфильм», 100-летний юбилей которого отмечается в этом году. Студенческое жюри специального приза «Выбор поколения», учрежденного с целью популяризации современной прозы в молодежной среде и повышения интереса к отечественной литературе, отметило роман Нади Алексеевой «Полунощница» за искреннюю и вдохновляющую историю, в которой прошлое и настоящее объединяются и позволяют с надеждой смотреть в будущее.
«НГ-EL»
Алекс Громов представляет свою книгу. Фото автора |
На ярмарке non/fictio№26 состоялась презентация книги постоянного автора «НГ-EL» Алекса Громова «Персия-Иран: ХХ век» (см. рецензию в «НГ-EL» от 05.09.24, отрывок в «НГ-EL» от 07.03.24). Это издание открывается предисловием чрезвычайного и полномочного посла Исламской Республики Иран в Российской Федерации Казема Джалали. «Всего лишь за век Иран стал совсем другим – шагнул из седой древности в сферу современных знаний и университетов, став страной новых возможностей для миллионов людей, страной патриотизма и духовности», – отмечается в предисловии.
На вопрос, какое значение для Ирана имела конституционная революция, автор книги ответил, что тогда, в начале ХХ века, Иран обрел парламент, что было новшеством для страны. Тогда же изменилась иранская поэзия – в ней вместо обычного восхваления шахов зазвучали темы народных страданий, личных переживаний, стремления к справедливости и лучшей жизни.
Автор напомнил, что в середине 1920-х годов династия Каджаров, правившая в Иране более века, была низложена. Но реформы нового правителя Реза-шаха Пехлеви не учитывали народные чаяния, хотя именно при нем началось систематическое научное исследование древней истории Ирана и архитектурных памятников, в том числе Персеполя. Поэтому неудивительно, что в конце ХХ века Иран потрясла новая революция, низвергнувшая монархию как таковую.
На презентации было задано много вопросов о современном Иране и тех переменах, которые произошли после революции 1979 года. По словам автора, в это время особое внимание было уделено созданию образовательных программ для школ и высших учебных заведений. Новым поколениям молодых иранцев были открыты возможности для получения образования и применения полученных навыков на благо общества. Открылись учебные заведения, научные центры, музеи.
«Появилась новая интеллигенция, научная и творческая, – сказал Алекс Громов. – Стремление к созиданию, основанное на органичном сочетании уважения к исконным традициям, осознания уникальной самобытности с готовностью постигать и осваивать новые области знаний, уже приносит свои плоды. Точные науки и высокие технологии, история и философия, строительство сложных промышленных и инфраструктурных объектов – все это есть среди достижений современного Ирана. Сегодняшний Тегеран – яркий динамичный город, в котором гармонично переплетены история и современность».
Было подчеркнуто, что это касается и культурного развития – в стране постоянно снимаются новые фильмы, ставятся спектакли, выходят романы, сборники стихов, научные труды.
Ольга Шатохина
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать