Дмитрий Трубочкин и Марина Райкина слушают Леонида Ярмольника. Фото Валерия Мясникова
В Театре Вахтангова представили книгу журналистки, историка театра Марины Райкиной «Чудо по имени Шлезингер». Актер, режиссер, педагог, профессор и заведующий кафедрой мастерства актера Театрального училища им. Б.В. Щукина, заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Шлезингер более 40 лет служил в Театре Вахтангова.
После вводного слова ведущего, театроведа Дмитрия Трубочкина Марина Райкина рассказала о трех причинах появления книги: «Во-первых, книга, как и спектакль, если ей суждено родиться, так и будет. Во-вторых, Вахтанговский театр – единственный в России, который очень озабочен своей историей и систематизированной библиотекой, где проводится и серьезная исследовательская, научная работа, и популяризаторство. Директор Кирилл Крок уделяет серьезное внимание выпуску книг, посвященных Вахтанговскому театру и разным его аспектам. В-третьих, невероятные случайности и эта книга – одна из них, выражающаяся в одной фразе: «Во всем виновата Елена Дунаева». Оказывается, из идеи написать одну главу о Шлезингере благодаря одной фразе помощника худрука по творческим вопросам Елены Дунаевой: «Да ты напиши книгу!» – книга и родилась.
Человек-праздник – легкий, остроумный, музыкальный, ироничный, изысканный, он выходил на Вахтанговскую сцену наравне со знаменитыми друзьями-коллегами – Юрием Яковлевым, Юлией Борисовой, Василием Лановым. Искрометные музыкальные дипломные спектакли, водевили в училище и театре, остроумные капустники – это Шлезингер. В книге много фотографий из семейного архива, музея Театра Вахтангова, Музея кино и других источников; большая часть книги – это воспоминания, речь от первого лица, яркие вспышки из жизни его друзей, коллег и учеников: Владимира Этуша, Михаила Ульянова, Александра Ширвиндта, Леонида Филатова, Евгения Князева, Вениамина Смехова, Александра Збруева, Евгении Симоновой, Юлии Рутберг, Александра Олешко и других, а также его родных.
В презентации приняли участие родные Шлезингера, актеры Александр Андриенко, Юрий Васильев, режиссер Андрей Житинкин и другие артисты московских театров.
Евгений Князев предложил наградить автора знаком «Почетный вахтанговец»: «Наша родина не где-то далеко, а там, где наша память. Теперь о Владимире Георгиевиче есть материальное воплощение – книга. Он одновременно яркая и скромнейшая личность... Как он входил в училище, как поднимался по лестнице с прямой спиной, какой он был весь «западный»... Это я помню».
Так, Леонид Ярмольник признался, что тоже был на допросе у Райкиной: «Она меня пытала, я пытался что-то вспомнить, а потом она написала, что я ей очень помог сделать эту книгу. Что касается Владимира Георгиевича, нам с Юрой Васильевым очень повезло, потому что он действительно нас воспитывал. Если объяснять, что такое вахтанговец, надо просто показать на Владимира Шлезингера. Вообще чем отличаются вахтанговцы? Тем, что благодаря учителям накапливается чувство самоиронии и юмора. По тебе можно узнать школу. Вахтанговский и МХАТ всегда конкурировали. У мхатовцев считалась школа переживания, а у вахтанговцев – школа представления. У меня есть старая формула, почему это так: мхатовцы всегда переживают, что у них не получается представление».
Павел Любимцев поделился историей о том, как Шлезингер ввел его на роль вместо заболевшего артиста в водевиль. «Для младшекурсников Шлезингер был человек страшный – никогда не улыбался, кивал в коридоре, был небожителем, грозным заведующим кафедрой, которого боялись. А на четвертом курсе все оказывалось иначе: человек с юмором и совсем не страшный. Юмор у Владимира Георгиевича был настоящий, уровня не анекдота, а импровизации, когда все с пылу с жару, горяченькое», – поделился ощущениями Павел Любимцев и вспомнил пару историй в качестве подтверждения своих слов.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать